Вам строить космические острова и
звездолеты, книга о развитии космоса
Дата создания
сайта:
24/02/2013
Освоение космоса в будущем
Луна в 21 веке
(продолжение)
Создание лунной базы станет возможным только после того, как будут
должным образом налажены транспортные связи между нашей планетой и ее
спутником. Переброска грузов одинаковой массы с низких околоземных на
геостационарные и окололунные орбиты требует примерно равного количества
энергии. Таким образом, для создания космических станций в 36 тысячах км
от Земли и рядом с Луной - на расстоянии, в десять раз большем, пригодны
одни и те же технические средства.
Грузы для создания лунной базы не будут забрасываться прямо на Луну.
Сначала их в достаточном количестве накопят у Земли на постоянно
действующей орбитальной станции. С нее межорбитальные буксиры перенесут
их на селеноцентрические орбиты, а уже оттуда с помощью других средств
спустят на поверхность Луны.
Такова самая общая, принципиальная схема космической транспортной
системы лунной базы. Начинают появляться и конкретные предложения по ее
осуществлению. Например, организации НАСА всерьез изучают вопрос об
использовании проектируемой американской орбитальной станции в качестве
промежуточного звена для колонизации Луны.
Многоступенчатая доставка грузов на поверхность нашего естественного
спутника оказывается во многих отношениях более выгодной, чем прямые
перевозки по трассе Земля - Луна. Однако при этом до конечного пункта
дойдет лишь малая часть стартовой массы ракет. Основную долю всего
грузопотока составит топливо, сгорающее в ракетных двигателях на всех
этапах пути.
Транспортные операции обошлись бы намного дешевле, находись заправочные
станции не на Земле, а на одной из промежуточных орбит. Самое
предпочтительное на сегодня ракетное топливо - это жидкие кислород и
водород. Причем 85 процентов в этом сочетании составляет кислород,
который, как уже говорилось, можно добывать и на Луне.
Из тонны ильменита можно получить более ста килограммов кислорода. Если
в ходе разложения минерала пропускать через него водород, то, кроме
чистого железа и окисла титана, в установке образуется вода. В
лаборатории такую реакцию осуществили, нагревая контейнер с ильменитом
до 720 градусов. Кислород на Луне можно получать и с помощью
электролиза. Аналогичные опыты тоже проводились. При этом на погруженных
в расплав лунной породы электродах выделялись железо и кислород.
Как видим, процессы переработки лунного вещества сравнительно просты.
Однако они требуют много энергии. Как же будет4 решаться эта проблема на
Луне?
На Земле, как известно, значительная часть всей вырабатываемой энергии
тратится на освещение. На Луне ночь тянется непрерывно две недели.
Понятно, в то время люди должны будут работать не только в помещениях
лунной базы, но и вне их. И тут их вполне может выручить отраженный
Землей солнечный свет. В "полноземлии" на видимом полушарии Луны так же
светло, как на Земле сразу после захода солнца. Даже узкий серп Земли
освещает лунную поверхность не хуже, чем безоблачное ленинградское небо
в разгар белых ночей. Но если отраженный свет годится только для
рассеивания ночной тьмы, прямые солнечные лучи вполне могут обеспечить
производственные нужды.
По-видимому, на Луне будут широко распространены технические устройства,
непосредственно
преобразующие тепловую энергию в механическую. Но главное применение
солнечные лучи найдут в процессах переработки внеземного вещества.
До десяти тонн железа в неделю можно выплавить с помощью солнечных
батарей, раскинувшихся на площади, равной футбольному полю. С ростом
потребностей такую электростанцию расширят, увеличив количество батарей,
создаваемых здесь же из лунных материалов. Если станция будет находиться
далеко от производственного комплекса, электрическую энергию преобразуют
в мощный микроволновый луч, который прямым путем или через специальные
отражатели направят на лунную базу.