Вам строить космические острова и
звездолеты, книга о развитии космоса
Дата создания
сайта:
24/02/2013
Освоение космоса в будущем
Луна в 21 веке
(продолжение)
Спортивные рекорды требуют огромной тренировочной работы,
целеустремленности, высшего напряжения человеческой воли. Ничего
подобного на Луне не потребовалось. Причиной "выдающихся спортивных
успехов" Шеппарда были не особые физические и моральные данные, а
отсутствие на Луне сопротивления воздуха и пониженная гравитация. Именно
эти условия натолкнули изобретателей на мысль о лунной катапульте.
Разгонять в ней грузы до скоростей, необходимых для выведения их на
орбиту, будут все те же линейные электродвигатели. Уже созданы
действующие модели подобных установок. Пока что длина их измеряется
метрами вместо требующихся на Луне километров, но они исправно делают
свое дело.
Профессор Ю. О'Нейл из Принстонского университета предлагает собственную
конструкцию подобной катапульты. По направляющим, образующим
криволинейный замкнутый путь длиной в несколько километров, на магнитной
подвеске разгоняются ковши с лунной породой. Каждый из них, набрав
нужную скорость, резко тормозится, и очередная порция грунта по инерции
выносится в космос. Опустевший ковш, замедляясь, продолжает движение,
пока снова не достигнет пункта погрузки, а к месту "выстрела" уже
устремляется следующая порция грунта...
Есть в небесной механике классическая задача о движении в пространстве
трех взаимно притягивающихся тел. Общее ее решение пока не найдено, а
одно из частных утверждает, что если такие тела размещаются в некоторых
точках, лежащих на одной прямой или в вершинах равносторонних
треугольников, они сохраняют неизменное положение относительно друг
друга, как если бы их связывала какая-то жесткая конструкция. Эти особые
точки называются точками либрации.
Лунный ускоритель массы, как назвал его О'Нейл, решает только
половину транспортной задачи. Выброшенные с Луны грузы предстоит еще
улавливать и собирать в космическом пространстве. Для этого точка
освобождения ковша и направление полета покинувшего его грунта
выбираются таким образом, чтобы исходящие оттуда баллистические
траектории сходились в точке либрации. Такое место уже найдено на
поверхности Луны у самого ее экватора. Местность здесь к тому же имеет
сглаженный рельеф, подходящий для строительства электромагнитного
ускорителя.
В точке либрации породу ждет ловушка в виде большого вращающегося мешка
конической формы. Чтобы лунный грунт не повредил тонкую оболочку
ловушки, она сначала размещается на том участке траектории груза, где
его конечная скорость сравнительно невелика. Когда же внутренность мешка
примет первые порции груза и за счет вращения окажется покрытой
достаточно толстым слоем породы, ловушка переводится в точку либрации.
Теперь даже быстро летящие обломки становятся для нее вполне
безопасными, так как они будут ударяться не о стенки мешка, а об
устилающий их грунт.
Конечно, иметь ловушку в строго определенном месте окололунного
пространства удобно. Но для удержания в точке либрации столь большого
устройства (размеры мешка будут измеряться сотнями метров, а вес -
тысячами тонн) придется оснастить его мощной двигательной установкой с
солидным запасом ракетного топлива. Вместо этого некоторые специалисты
предлагают запустить на низкие селеноцентрические орбиты несколько
небольших ловушек. По мере наполнения каждая из них транспортирует груз
на ближайший космический завод, а затем снова возвратится на свою
орбиту.
Понятно, сегодня еще трудно сравнивать достоинства и недостатки
различных способов доставки лунного сырья. Ведь при этом приходится
ориентироваться в основном на современный уровень космической техники. А
каким он будет через 15-20 лет, когда планы, кажущиеся сейчас
фантастическими, начнут воплощаться в жизнь?