Рудольф Дизель - выдающийся немецкий инженер-изобретатель.
В истории техники известны имена таких изобретателей, как Т. А. Эдисон,
Н. Тесла, В. Г. Шухов, которые подарили миру сотни идей и решений. У Р.
Дизеля только одно детище, но зато такое, без которого сегодня немыслим
мир машин. Это - двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от
сжатия, носящий имя его создателя.
Еще студентом Мюнхенской высшей политехнической школы Р. Дизель увлекся
идеей повысить КПД паровой машины, который выше 10% поднять не
удавалось. Но путь от теории к воплощению мечты оказался труден,
потребовал многих лет творческого труда.
Наконец в 1892 г. Р. Дизель получил патент на изобретенный им
четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. В цилиндре двигателя
изобретатель решил сжимать не горючую смесь, а чистый воздух. И только к
концу сжатия, когда температура достигала 600-650° С, в цилиндр под
сильным давлением впрыскивалось жидкое топливо. Оно немедленно
воспламенялось, и газы, расширяясь, двигали поршень. Так, Р. Дизелю
удалось значительно повысить КПД двигателя. К тому же здесь не нужна
была система зажигания. Двигатель
Дизеля очень экономичен, работает на дешевом топливе.
Впервые построенный в 1897 г. двигатель Дизеля сразу же нашел
применение, был оценен во многих странах.
Но у себя на родине Р. Дизель не нашел признания и тяжело это переживал.
Сентябрьским днем 1913 г. он сел на пароход, отправлявшийся в Лондон.
Там его видели в последний раз. Обстоятельства его гибели остались
неизвестными.
Созданный Дизелем двигатель продолжает работать и совершенствуется.
Дизели приводят в действие суда, тепловозы, автомобили, тракторы...
Александр Николаевич Лодыгин (1847-1923)
Александр Николаевич Лодыгин - известный русский электротехник,
изобретатель лампы накаливания. Он получил образование военного инженера
в Московском военном училище, которое окончил в 1867 г. Вскоре, выйдя в
отставку, он начал работать над схемой лампы накаливания.
Сначала Лодыгин пытался в качестве нити накала использовать железную
проволоку, но, потерпев неудачу, заменил ее угольным стержнем,
помещенным в стеклянный баллон. В 1872 г. он подает заявку на
изобретение лампы накаливания. В 1874 г. Лодыгин получает патент на свое
изобретение, а Петербургская академия наук присуждает ему Ломоносовскую
премию.
В 90-х гг. XIX в. Лодыгин изобрел несколько типов ламп накаливания с
металлическими нитями и первым предложил применять в лампах вольфрамовые
нити. Как известно, именно из вольфрама делают нити
накала в современных электрических лампочках.
Лодыгин конструировал также приборы электрического отопления,
электрические печи для плавки металлов из руд и др.
А. Н. Лодыгин - один из основателей электротехнического отдела Русского
технического общества, он принимал активное участие в издании журнала
<Электричество>. В 1899 г. ему было присвоено звание почетного
инженера-электрика.
Технические идеи Лодыгина по строительству электропечей для выплавки
металлов не были поддержаны в царской России, и в 1916 г. он уехал за
границу. Работал во Франции, в США.
Павел Николаевич Яблочков (1847-1894)
Русский электротехник и изобретатель Павел Николаевич Яблочков вошел
в историю техники как автор <свечи Яблочкова>, <русского света>. Он
получил образование военного инженера, окончив в 1860-х гг. Николаевское
инженерное училище и Техническое гальваническое заведение в Петербурге.
Выйдя в отставку, он переехал в Москву, где в 1873 г. был назначен
начальником службы телеграфа Мо-сковско-Курской железной дороги. Здесь в
специальной мастерской он проводит опыты по электротехнике, которые в
дальнейшем легли в основу его изобретений в области электрического
освещения, электрических машин, гальванических элементов и
аккумуляторов.
В 1876 г. Яблочков получил патент на изобретение электрической свечи
- дуговой угольной лампы переменного тока. Система электрического
освещения (<русский свет>), продемонстрированная Яблочковым на Всемир-
ной выставке в Париже в 1878 г., пользовалась исключительным успехом.
Начиная с 1880-х гг. Яблочков занимается конструированием и испытанием
генераторов электрического тока - магнитодинамоэлектрнческих машин,
гальванических элементов со щелочным электролитом и др.
Яблочков был участником электротехнических выставок в России в 1880 и
1882 гг., в Париже в 1881 и 1889 гг., одним из основателей
электротехнического отдела Русского технического общества и журнала
<Электричество>.
В 1947 г. в нашей стране учреждена премия имени Яблочкова, которая
присуждается 1 раз в 3 года за лучшую работу по электротехнике.