|
||||
Энциклопедия юного техника |
||||
Дата создания
сайта:
24/02/2013 |
Жизнь замечательных людей науки. Очерки. | |||
|
ИВАН ИВАНОВИЧ ПОЛЗУНОВ (1728-1766) Иван Иванович Ползунов - гениальный русский изобретатель-самоучка, один из создателей теплового двигателя и первой в России паровой машины. Солдатский сын, он в 1742 г. окончил первую русскую горнозаводскую школу в Екатеринбурге и стал учеником у главного механика уральских заводов. Двадцатилетнего юношу отправили в числе специалистов горнозаводского дела на Колывано-Воскресенские заводы Алтая, где добывались драгоценные металлы для царской казны. С 1748 г. он работал в Барнауле техником по учету выплавки металла, а в 33 года был уже одним из руководителей завода! В то время на заводах господствовал тяжелый ручной труд. Лишь воздуходувные мехи да молоты для ковки металла приводились в движение силой воды. Поэтому заводы строились на берегах рек и производство зависело от капризов погоды. Стоило обмелеть заводскому пруду - и останавливалось производство. Иван Ползунов поставил перед собой задачу по тому времени невиданной смелости - ручной труд и водяной двигатель заменить <огненной машиной>. Он разработал чертежи двухцилиндровой паровой машины.
ДЖЕЙМС УАТТ (1736-1819) Джеймс Уатт - английский изобретатель, создатель универсальной паровой машины. Законченную и вполне работоспособную машину двойного действия Уатт создал в 1774 г., но запатентовал ее позднее, в 1784 г. Как сказал К. Маркс, <великий гений Уатта обнаруживается в том, что в патенте, который он получил..., его паровая машина представлена не как изобретение лишь для особых целей, но как универсальный двигатель крупной промышленности>. Уатт добавил к труду многих предшественников значительные усовершенствования (конденсатор, впуск пара в цилиндр попеременно по обе стороны поршня), они оказались столь важными и сделаны были так вовремя, что паровая машина стала как бы двигателем промышленной революции.
Уатт не получил специального образования. Был он
мастером-инструментальщиком при университете в Глазго. Путь к всемирной
славе начался с обычной, рутинной работы. Ему поручили отремонтировать
модель машины Ньюкомена. Работа не ладилась до тех пор, пока Уатт не
понял, что виновата не модель, а принципы, на
которых она была построена. Но где же истина? Он нашел ее во время
загородной прогулки. <Поскольку пар является эластичным телом, -
рассуждал Уатт, - он ринется в вакуум. Если между цилиндром и выхлопным
устройством будет существовать соединение, то пар проникнет туда. Именно
там его можно будет конденсировать, не охлаждая цилиндра>. Так родилась
идея важнейшего элемента паровой машины - отдельного от рабочего
цилиндра конденсатора. Уатт отставляет в сторону модель Ньюкомена и
строит свою. Ее и теперь, через двести с лишним лет, можно увидеть в
Лондоне, в музее. 9 января 1769 г. он получает патент на <способы
уменьшения потребления пара и вследствие этого - топлива в огневых
машинах>.
ГЛЕБ МАКСИМИЛИАНОВИЧ КРЖИЖАНОВСКИЙ (1872-1959) Глеб Максимилианович Кржижановский - пламенный революционер, соратник
В. И. Ленина, крупный государственный деятель, ученый-энергетик,
академик. Герой Социалистического Труда.
Г. М. Кржижановский принял единственный возможный для себя план жизни
- соединение, переплетение революционной и научно-технической
деятельности. В 1894 г. Г. М. Кржижановский окончил Петербургский
технологический институт. Позднее работал на инженерных должностях,
которые всегда служили прикрытием его революционной борьбы.
Читать далее про людей науки...
|
|||
p.s. При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна. |
||||
|
||||
|