Николай Николаевич Бенардос - известный русский изобретатель,
создатель электрической дуговой сварки.
В 1890 г. Н. Н. Бенардос издал каталог своих изобретений (всего более
120): транспорт, двигатели разных типов, военное дело, электротехника,
электросварка, бытовая техника, станки и механизмы - вот направления
техники, в которых он работал. Самым крупным изобретением, принесшим Н.
Н. Бенардосу мировую известность, было открытие им в 1882 г. дуговой
электросварки металлов, которую он назвал <электрогефестом>, по имени
древнегреческого бога огня и кузнечного искусства Гефеста.
Суть этого открытия заключалась в применении электрической дуги,
возникающей между электродом из угля и обрабатываемым изделием,
для соединения и разъединения металлов. <Электрогефест> сразу стали
использовать на заводах в странах Запада. Но в царской России
большинство изобретений ученого не находили применения.
Однако Бенардос продолжал неутомимо работать. Разрабатывая новые типы
аккумуляторов, он отравился свинцом и тяжело заболел. Н. Н. Бенардос
умер, так и не дождавшись признания у себя на родине.
Только в годы Советской власти дуговая электросварка металлов,
изобретенная Бенардосом, получила широкое распространение в нашей
стране.
Жизнь и труд Н. Н. Бенардоса - пример бескорыстного служения науке и
технике.
НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ СЛАВЯНОВ (1854-1897)
Замечательный русский изобретатель Н. Г. Славянов был по образованию
горным инженером, металлургом.
Последняя четверть прошлого века явилась периодом становления
электротехники - науки о процессах, связанных с практическим применением
электрических явлений. 30-летний руководитель орудийных и механических
производств на одном из крупнейших в России пушечных заводов в Перми, Н.
Г. Славянов увидел в электротехнике будущее металлургии, обработки
металлов. Он глубоко изучил эту область науки.
Через 6 лет после открытия Н. Н. Бенардосом дуговой сварки Н. Г.
Славянов творчески развил эту идею, разработав и применив сварку
металлическим электродом. Впервые в мире этот способ был внедрен
Сла-вяновым на Пермском заводе. Он
сконструировал и опробовал автоматическое приспособление для регулировки
длины дуги. Это был прообраз современных сварочных аппаратов.
Изобретение обессмертило его имя и имеет огромное значение и по сей
день.
Так Славяновым была написана одна из страниц истории важнейшей области
техники - дуговой сварки металлов, находящей самое широкое применение в
современной промышленности и строительстве.
ЕВГЕНИЙ ОСКАРОВИЧ ПАТОН (1870-1953)
Красавец мост перекинулся через Днепр в Киеве. Во всей этой
1150-мет-ровой громаде нет ни одной заклепки. Он цельносварной. В этом
сооружении - творении Е. О. Патона - как бы слились воедино два дела,
которым он посвятил свою жизнь: мостостроение и сварка.
Евгений Оскарович Патон - выдающийся советский инженер и ученый,
академик АН УССР, Герой Социалистического Труда. Он родился в Ницце
(Франция), в семье русского консула, окончил Политехнический институт в
Дрездене (Германия). Но вернувшись в Петербург известным
инженером-строителем, автором проекта Дрезденского вокзала, Патон снова
сел на студенческую скамью. Спустя год сдав все экзамены и получив
диплом инженера путей сообщения, он стал специалистом по сооружению
железнодорожных мостов.
Е. О. Патон положил начало советской школе мостостроения и за выдающиеся
заслуги в этой области был избран действительным членом Академии наук
УССР. А на 60-м году жизни решил... изменить профессию. <Желание
послужить делу пятилеток, - говорил он, - после 35 лет ра-
боты по мостам толкнуло меня взяться за новое тогда дело в стране -
электросварку>. Он стал организатором первого в мире Института
электросварки в Киеве, который теперь носит его имя. В этом институте Е"
О. Патон разработал новые методы проектирования, расчетов и создания
сварочных конструкций. Быстрее, дешевле, надежнее стали строиться
каркасы заводских цехов, цистерны и вагоны, паровые котлы и суда, а в
годы Великой Отечественной войны - танки. В возрасте 70 лет он изобрел
новый способ Сварки под слоем флюса. И сегодня тысячи километров
газопроводов свариваются по методу Е. О. Патона.
Удивительную творческую энергию сохранял ученый всю жизнь. В 80 лет он
руководит проектированием и строительством первого цельнометаллического
моста в Киеве, с которого начался рассказ об Е. О. Патоне и который
назван его именем.