Есть целый ряд моделей, которые можно сделать, что называется,
"на глазок", исходя из форм и размеров подручного материала, но есть и
такие, в которых желательно соблюсти заданную форму и размеры.
Проще всего это сделать по клеточкам. На чертеж, который хотят увеличить
(уменьшить), наносят сетку с одинаковыми клетками. Если чертеж состоит
из прямых линий, то клетку делают крупную, а если на чертеже есть
лекальные линии, то размеры клеток уменьшают. Такие сложные линии строят
не менее, чем по трем точкам.
Выберите масштаб, до которого надо увеличить (уменьшить) данный чертеж,
и нанесите на него сетку из клеток. Затем на чистом листе бумаги
выполните сетку, размеры ячеек которой в заданное число раз крупнее
(мельче) исходных, а число их точно соответствует числу клеток на
чертеже. Чтобы удобнее было работать, слева и сверху на сетках чертежа и
бумаги нанесите цифры или буквенные обозначения, подобно тому, как это
сделано на шахматной доске. После этого линии чертежа повторите на сетке
подготовленного листа бумаги, выполняя работу с предельной точностью.
Однако этот способ при всей его простоте годится лишь для самых простых
моделей, сделанных из бумаги и картона, так как он не гарантирует
высококачественного увеличения отдельных деталей.
Рис. 3. Репродуцирование чертежей с помощью
фотоувеличителя. Ход лучей: a - при наводке на резкость; 6 - при
экспонировании пленки.
Тем из вас, у кого дома есть зеркальные фотоаппараты, можно
порекомендовать увеличить чертежи фотоспособом, сфотографировав их на
подоконнике прямо с рук, а потом увеличить изображение при помощи
фотоувеличителя. Оно проецируется на лист бумаги, где его обводят
карандашом или тонким фломастером, хотя в этом случае, имея фотобумагу
большого формата, можно получить и фотоотпечатки деталей требуемого
размера.
Однако для увеличения изображения вполне можно обойтись и одним
фотоувеличителем.
Репродуцирование с помощью фотоувеличителя (рис. 3) не требует почти
никакого оборудования, а применение позитивной пленки чувствительностью
1-2 единицы ГОСТ позволяет весь процесс производить при красном свете.
Чертеж, который нужно переснять, помещают на столик увеличителя, в рамку
вставляют резкий негатив или фотовиньетку для наводки на резкость и при
включенной лампе фотоувеличителя (рис. 3, а) добиваются резкого
изображения негатива, по величине равного переснимаемому чертежу или
книжной странице. Затем лампу увеличителя выключают, а на место негатива
вставляют кусочек фотопленки эмульсионным слоем вниз, при этом ее
остальная часть может находиться рядом в кассете.
Рядом с фотоувеличителем симметрично устанавливают две одинаковые по
мощности лампы с отражателем (можно настольные). Когда все готово, лампы
одновременно включают. После окончания экспозиции (ход лучей показан на
рис. 3, б) пленку обрабатывают обычным способом.
Переснимаемый чертеж должен быть равномерно освещен по всей
поверхности, причем необходимо следить за тем, чтобы во время
экспонирования в объектив фотоувеличителя попадали только лучи,
отраженные от чертежа. Продолжительность засвечивания фотопленки зависит
от мощности применяемых ламп, выбранного расстояния от чертежа, угла
падения светового потока (он не должен превышать 30°); подбирается
экспериментально, путем нескольких пробных пересъемок. При мощности ламп
100 Вт продолжительность засвечивания в среднем составляет 5...40 с.
И еще, на чем хотелось бы остановить ваше внимание. Прежде чем
приступать к работе, решите вопрос о том, какие микроэлектродвигатели и
редукторы вы будете использовать на тех моделях, которые по своей
конструкции являются самоходными. Наша промышленность выпускает
достаточно широкий ассортимент микроэлектродвигателей с питанием от
плоских или круглых батареек.
Рис. 4. Редукторы для моделей (а, в) и различные
виды простейших передач (6).
Микроэлектродвигатели имеются в продаже в магазинах "Юный
техник" и "Сделай сам"; их можно выписать по почте через "Посылторг",
что особенно удобно для тех из вас, кто проживает в сельской местности
или в отдаленных районах страны.
Точно так же можно заказать по почте и редукторы для моделей типа Р-1
производства Московского школьного завода "Чайка" (рис. 4, а). Под них в
основном и рассчитаны приведенные в книге конструкции. В отдельных
случаях используются простейшие зубчатые или фрикционные передачи,
которые нетрудно изготовить самостоятельно (рис. 4, б) или же взять от
поломавшихся игрушек (рис. 4, в).