Как часто многие из вас сетуют: "Нет материалов, не с чем работать!"
Спору нет, пока еще не удается обеспечить всех желающих тем, что им
необходимо. Но что за беда: немного смекалки - ив умелых руках
обыкновенная полистироловая коробочка, флакон из-под шампуня, кусок
упаковочного пенопласта могут превратиться в модель красивой
быстроходной яхты или старинного парусного корабля.
Рис. 8. Лодки с кожаной обшивкой: а -
североамериканская лодка из прутьев; б - вавилонская куффа; в -
древнеирландский коракл; г - вьетнамская лодка-корзинка; д - каяк
(вверху) и умиак эскимосов (внизу).
Находчивости и выдумке стоит поучиться у наших предков, которые
строили суда из самых разных материалов - камыша, тростника, папируса,
бамбука и даже из кожи. Причем среди последних были такие, которые
оказались вполне пригодными для далеких океанских плаваний, а
современные эскимосы плавают на кожаных лодках и по сей день (рис. 8).
Как утверждают дошедшие до нас некоторые летописные источники, на
судах с деревянным каркасом и кожаной обшивкой древние ирландцы
совершали далекие рейсы вплоть до берегов Северной Америки. В том, что
подобные плавания действительно были возможны, помог убедиться
эксперимент... Поставил его в 1977 г. историк, писатель и путешественник
Тимоти Северин. Он решил переплыть Атлантический океан на кожа- 1 ной
лодке - древнеирландской куpare, или карре. По преданию, именно такое
плавание совершил живший в VI в. ирландский монах Брендан. Приступая к
постройке лодки, Т. Северин тщательно исследовал все имеющиеся
исторические источники, чтобы создать судно, максимально соответствующее
прототипу. Была выдержана порода дерева, из которого делался остов, для
обшивки лодки использовали 49 бычьих кож, продубленных по средневековым
рецептам, 37 км льняных ниток пошло на сшивание обшивки, 3 км кожаных
ремней - для вязки остова. Чтобы сделать кожи водонепроницаемыми, их
тщательно пропитывали животным воском.