Вы, конечно, слышали о викингах, норманнах, варягах - отважных
мореходах, воинах и пиратах, многие столетия державших в страхе
феодальную Европу. Своей славой они во многом обязаны своим кораблям -
длинным и узким драк-карам ("драконам"), украшенным искусно вырезанными
изображениями драконьей головы и хвоста на носу и на корме. На этих
исключительно мореходных кораблях викинги совершали плавание до
Гренландии и побережья Северной Америки.
Однако постепенно у норманнов появились и более широкие и грузоподъемные
палубные суда с двумя мачтами, среди которых особенно выделяется дромон,
или норманнский корабль,- сравнительно большое палубное судно с
традиционной для северных народов обшивкой внакрой (т. е. одна доска
своей кромкой заходила на другую). Интересен норманнский корабль прежде
всего тем, что на нем впервые появилась вторая мачта, до тех пор для
северного судостроения не характерная. Устанавливалась она ближе к носу,
в слегка наклоненном в сторону движения корабля положении. На этой мачте
парус обычно был более узким, что позволяло судну ходить и при боковом
ветре. На носу и на корме по традиции тех лет устанавливались высокие
платформы для лучников и пращников. Рулевое весло закреплялось по
правому борту так, чтобы его можно было поворачивать рукояткой,
расположенной под прямым углом к перу руля.
Для работы над моделью потребуется плотная бумага и картон толщиной 0,5
и 1 мм, клеи ПВА, БФ-2 или 88Н.
На общем виде корабля (рис. 20) показаны основные детали модели, а их
развертки приведены на рисунке 21. При их перечерчивании иди увеличении
(чтобы модель хорошо плавала, длина палубы 1 должна быть не меньше 200
мм) необходимо помнить, что некоторые из них даны только для правого
борта, поэтому симметричные детали левого борта придется делать в
зеркальном изображении. Все, что отмечено буквой В, нужно вырезать.
Прежде всего после переноса и увеличения разверток вырежьте и склейте
развертку корпуса 23. Присоедините к нему бумажные детали носовой и
кормовой оконечностей 3, 16 и 16а. Из картона толщиной 0,5 мм вырежьте
бархоуты 2. Затем на корпус модели установите фальшборты 10 и палубу /,
предварительно вырезанную из линованной "под доски" желтой бумаги. Для
прочности развертку палубы наклейте на картон толщиной 1 мм. К верхнему
бархоуту приклейте деталь 24 крепления рулевого весла 25. Ее следует
вырезать из картона толщиной 0,5 мм.
Теперь из картона вырежьте помосты 4. Для облегчения их установки на
корпусе модели предусмотрены клапаны А - перед приклеиванием помостов их
надо отогнуть внутрь и смазать клеем.
Мачты проще всего сделать из тростинок или соломинок длиной
соответственно 180 и 170 мм. Пропустите нижние концы мачт через
отверстия в палубе и носовом помосте. Для прочности закрепите их в трюме
с помощью клея ПВА или БФ-2, а на палубе степсами-крегг-лениями 20 и 22.
Установкой ворота для подъема якоря (детали 14 и 14а), трапов 19 (на
передний и задний помост) и вертикальных скрепов бархоутов заканчивается
изготовление корпуса модели. Теперь его надо покрыть нитроэмалью или
масляными красками в цвет "мореного дуба".
На верхушках мачт установите "вороньи гнезда" для размещения стрелков
и дозорных. Они собираются из деталей 9, 11, 12, 12а. Изнутри к ним
приклейте крановые стрелы 8 для подъема боеприпасов наверх. Окрасьте эти
детали под цвет корпуса модели, полосы 11 вырежьте из бумаги красного
цвета.
Рис. 21. Развертки модели норманнского судна.
Такелаж модели выполните из крученых или суровых
черных ниток. Реи изготовьте из толстых соломинок, расщепленных вдоль: в
этих расщепах легко закреплять паруса. Флаги и щиты воинов представлены
в двух вариантах, так же как и паруса 7, 7а, 13, 13а - выберите наиболее
подходящий для себя. Паруса сделайте из белой бумаги, наклеив на них
полосы и геральдические эмблемы из цветной бумаги.
Лопасти рулевого 25 и гребных 21 весел (ими
пользовались довольно редко, поэтому их можно и не устанавливать на
модель), так же как и детали якоря 15 и 15а, вырежьте из плотной бумаги.
Древки рулевого и гребного весел имеют длину соответственно 70 мм и 80
мм. Лопасти весел покрасьте красной краской, все детали якорей - черной.
Чтобы получить якорь-кошку, (он-то и показан на рисунке), две детали 15а
(для обычного якоря нужна только одна) перегните под углом 90° и вклейте
в конец стебля соломинки, расщепленного крест-накрест и покрашенного в
черный цвет.
Полностью собранную модель опустите на воду и через палубные люки
загрузите балластом из рыболовных грузил. Чтобы обеспечить фиксацию
балласта, залейте его растопленным парафином. После этой операции
отверстие люка закройте крышкой 26.