Многие из вас хотят построить управляемую модель подводной лодки,
которая, находясь под водой, подчинялась бы командам с берега. Наиболее
простой и доступный способ передачи команд управления по проводам. Одна
из моделей такой подводной лодки с дистанционным управлением "Дельфин"
выпускается серийно и кому-то из вас, наверное, знакома. У лодки корпус
сделан из полистирола. Микроэлектродвигатель находится в герметичном
контейнере, передача вращения на винт осуществляется при помощи
магнитного зацепления. Управление игрушкой происходит по проводам.
а погружается и всплывает она за счет изменения скорости вращения
гребного винта и топящего действия горизонтальных рулей, угол установки
которых перед погружением задается вручную. Есть у этой модели
существенный недостаток: на борт лодки передается всего одна команда,
поэтому лодка под водой не может маневрировать.
Предлагаем модель подводной лодки "Скат" (рис. 31) с таким же, как у
"Дельфина", дистанционным управлением, но свободную от этого недостатка.
Наш "Скат" практически полностью имитирует все маневры настоящей
подводной лодки. В действие модель приводится с помощью двух
микроэлектродвигателей - так называемых "лодочных моторов" с гребным
винтом и дейдвудной трубкой. Для привода горизонтальных рулей
понадобятся микродвигатель ДИ-1-3 и два редуктора Р-1.
Главная часть модели - платформа-основание 27. Она состоит из нескольких
деталей, соединенных при помощи накладок-креплений 25 и уголков-косынок
24. Детали можно выпилить и склеить из листового полистирола толщиной 3
мм или фанеры. Наиболее удобны детали, сделанные из полистирола, так как
их легко склеить при помощи толуола или полистирольного клея ПС, а также
"сварить" электровыжигателем.
В вырезах 20 должны быть прочно вклеены "лодочные моторы", помещенные в
герметичные контейнеры 18 (лучше всего использовать с этой целью
коробочки для диафильмов) с выведенными наружу и надежно изолированными
проводами питания. В вырезе 26 должен размещаться рулевой электромотор,
также находящийся в герметичном контейнере. Именно он приводит в
движениерасположенные по бортам и соединенные
между собой редукторы 29 типа Р-1, на валах которых при помощи
соединительных втулок 10 (под лыски на валах редукторов) закреплены
лопасти управляемых горизонтальных рулей 2.
Для того чтобы выходящий наружу из контейнера удлинительный вал 13 с
насаженной на него малой шестеренкой мог свободно вращать шестерню 32
без попадания воды внутрь, надо пропустить его через стенку контейнера.
Обычные уплотняющие сальники и резиновые манжеты в данном случае могут
оказаться малоэффективными, поэтому лучше всего использовать специальное
уплотнение, действующее на основе магнитной жидкости.
Магнитная жидкость - это раствор тончайшего порошка феррита в керосине,
масле или воде. Частицы феррита, как правило, не крупнее частиц
растворимого кофе, поэтому они не оседают в насыщенном растворе. Для
того чтобы надежно уплотнить выходное отверстие металлического вала
редуктора, наденьте нанего кольцевой магнит
15 (такие магниты продаются в магазинах учебно-наглядных пособий, но
можно использовать и магниты из старых, пришедших в негодность
динамиков), а зазор между магнитом и валом-удлинителем заполните
магнитной жидкостью, например техническим вазелином или мазутом с
порошком феррита. Потом закройте магнит уплотняющими прокладками из
полистирола 14-16, окрасьте детали уплотнения нитрокраской, и выведенный
наружу вал будет вращаться, не допуская попадания воды внутрь.
Если вы не можете достать ферритовый порошок, используйте обыкновенные
металлические опилки, сточенные со стального прутка напильником с мелкой
насечкой или шлифовальным кругом. Крупинки металла нетрудно собрать при
помощи магнита, завернутого в полиэтилен.
Корпус-контейнер, в котором помещен двигатель, лучше всего склеить из
прозрачного полистирола, чтобы можно было контролировать, не поступает
ли внутрь вода.
Теперь на основании 31 соберите вал привода редукторов 30 с надетой на
него тарельчатой шестерней 32 I и муфтами 17, соединив их с валами
редукторов 29. При работе ; двигателя 19 лопасти рулей 2 смогут
отклоняться в ту или другую сторону.
Механическая часть модели готова. Теперь приступите к изготовлению
корпуса, его очертания задаются пластиной бокового профиля корпуса 9.
Таких пластин из полистирола или фанеры должно быть четыре, причем
корпус лодки, имеющий "крыльевой" авиационный профиль, вырезается по ним
же из пенопласта с помощью приспособления, показанного на рисунке 32.
Корпус-крыло соберите из двухполовин и
прикрепите их к боковым пластинам на шурупах 11.
Рис. 32. Приспособление для изготовления корпуса
из пенопласта: 1 - текстолитовая рамка; 2 -
подводящие ток провода; 3, 6 - профили крыльев; 4 - пенопластовая
заготовка; 5 - основание; 7 - пластины крепления профилей; 8 -
нихромовая проволока или гитарная струна; 9 - винтовое крепление; 10 -
электрический шнур.
Декоративную кабину 3 сделайте из половинки новогодней елочной
игрушки - полистиролового шарика, в верхней части которого надо
предусмотреть отверстия 4 для выходавоздуха
при погружении, лодки. Киль 22 и руль 7 выполните из полистирола или
фанеры, причем все фанерные детали модели нуждаются в покраске для
защиты от воды. Эффективность гребных винтов увеличится, если их
поместить в обтекатели 8 из полистироловых упаковочных баночек.
И последнее, что надо сделать: опустив модель на воду, определить массу
балласта 28, который потребуется разместить в носовой части, чтобы
уравновесить лодку на плаву. Горизонтальные рули при этом должны быть
ниже уровня воды.
Управление лодкой осуществляется с пульта, который имеет три
двухполюсных тумблера, позволяющих изменять полярность двигателей. Два
тумблера управляют ходовыми двигателями, один - рулевым. С его помощью
кратковременным включением задается угол наклона горизонтальных рулей,
затем включаются ходовые двигатели и лодка погружается. Перекладкой
рулей удерживают лодку на глубине, а переключением ходовых двигателей
заставляют ее делать повороты.