Всем хороши гусеничные или шнекороторные машины, однако и у них
немало недостатков. Шнекоходы, столь уверенно чувствующие себя в болоте
или на снегу, не могут передвигаться по ровной дороге, а гусеничные
машины не только губительны для шоссе, но и переуплотняют и разрушают
при движении без дорог почвенный слой. Больше всего страдают от
проутюжки гусеничными тракторами пашни. Из-за большого веса тяжелых
гусеничных машин земля на полях уплотняется на глубину 1,5 м. Такая
почва плохо впитывает влагу, а в глубоких колеях образуются долго не
просыхающие лужи.
Особенно ранимой оказывается почва тундры. После каждого рейса
гусеничной машины там гибнут ягодники, уничтожается олений корм - ягель,
остаются годами не зарастающие колеи.
Вот почему даже для бездорожья конструкторы по-прежнему широко
используют колесную технику, хотя, конечно, сами колеса значительно
отличаются от тех, что были на старинных каретах. Впрочем, попытки
сделать колесные экипажи более "вездеходными" делались уже давно.
Обратимся к истории. Вначале колесные экипажи оснастили приводом на все
четыре колеса (впервые это сделали англичане Т. Бурсталл и Дж. Хилл еще
в 1826 г., а затем начали создавать и многоколесные машины, давление
которых на грунт также во много раз меньше). Очень скоро было замечено,
что с увеличением диаметра колес проходимость машины увеличивалась. Так
появились колесные вездеходы на гигантских многометровых колесах,
родоначальником которых стал трехколесный танк русского изобретателя
капитана Н. Н. Лебеденко. Его танк, напоминавший огромный пушечный
лафет, опирался на два огромных колеса типа велосипедных 0 9 м. Каждое
из них вращал собственный двигатель мощностью 200 л. с. Вес этого
гиганта, прозванного "царь-танк", достигал 40 т. Сзади он опирался на
небольшой каток, ставший его ахиллесовой пятой: если колеса хорошо шли
по бездорожью, то каток безнадежно увязал в земле.
Самый большой в мире колесный вездеход был создан в Канаде. Полный вес
этой машины составлял
540 т! Предназначенный для перевозки геологических и нефтедобывающих
партий по самым труднодоступным местам, он имел жилое помещение на 40
человек, собственную нефтяную вышку, а его четыре колеса 0 15 м
приводились в действие четырьмя газовыми турбинами общей мощностью 12
тыс. л. с. Зато когда во время первых испытаний этот металлический
мастодонт застрял в глубокой расщелине, никакими существующими
подъемными средствами вытащить его не удалось.
Хорошими вездеходными качествами обладают машины на полых металлических
колесах-барабанах. Одна из таких машин - вездеход-болотоходбыла создана специалистами Киевского отделения института связи.
Смонтированный на базе обыкновенного трактора, этот вездеход не только
отлично передвигался по болотным топям, но и форсировал водные преграды,
поскольку его колеса-барабаны одновременно служили и поплавками, а
высокие ребра-грунтозацепы играли роль гребных лопаток водяного колеса.
Предлагаем вам сделать модель этого вездехода (рис. 8).
Для изготовления модели понадобятся четыре консервные банки, которые
надо прежде всего хорошенько отмыть от остатков пищи, удалить крышки и
тщательно загнуть молотком и плоскогубцами все зазубрины вдоль закраины.
Эту операцию следует выполнять осторожно, чтобы не порезаться об острые
края банки и не повредить ее поверхность.
Рис. 8. Модель вездехода-болотохода: а - внешний
вид прототипа модели: самоходного кабелеукладчика на колесах-понтонах
диаметром 3,3 м; б - технология изготовления модели:1 - ось-спица; 2 - грунтозацеп из счетной палочки; 3 -
грунтозацеп из проволоки; 4 - корпус-коробка; 5 - декоративная кабина; 6
- валик фрикционного привода; 7 - колесо-банка; 8 - крышка колеса; 9 -
микроэлектродвигатель; 10 - ведущая шестеренка; 11-ведомая шестеренка;
12 - ведущая ось; 13 - стойки оси.
После этого банки следует загерметизировать, наклеив на них, например
при помощи клея "Момент-1", круги из тонкой фанеры, полистирола или
картона. Можно поступить и иначе. Нагреть металлическую банку на газовой
плите и положить закраиной на горизонтально лежащий на столе лист
полистирола толщиной 2 мм. Полистирол по краям расплавится и тут же
опять застынет, так что и клей не понадобится, и круги выпиливать не
придется.
Тем из вас, кто умеет хорошо паять, можно посоветовать напаять
грунтозацепы из проволоки (лучше всего медной), а тем, кто еще только
собирается овладеть этим умением,- сделать их из полистироловых счетных
палочек, которые надо приклеить на боковые стенки банок клеем "
"Уникум", "Момент-1" или "Контактол".
Полученные таким образом колеса для большей герметичности несколько раз
покройте нитро- или масляной краской. А вот отверстия под оси -
вязальные спицы из полистирола 0 5 мм (их как можно точнее просверлите в
центре каждого колеса) - герметизировать не нужно, так как воде до них
все равно не добраться, ведь осадка модели невелика.Читайте далее...