Для колеса или гусеницы снег скорее опора, чем упор: проваливаясь в
него и проворачиваясь, они срывают верхний уплотненный слой, обнажая
нижние более рыхлые слои, что затрудняет передвижение. Вот если бы
удалось придумать движитель, который бы не опирался на снег, а
отталкивался от него...
Такое оригинальное упорно-опорное колесо - движитель было изобретено
инженером С. Вечковым специально для снежного покрова. Оценить
достоинства этого оригинального движителя вы можете, построив на его
основе простую, но интересную модель снегохода, отлично передвигающуюся
по снегу различной плотности (рис. 14).
Для работы понадобятся картон, плотная бумага (ватман), фанера или
листовой полистирол, жесть от консервных банок, полистироловые
баночки-упаковки из-под пищевых продуктов, нитро- или масляные краски, а
также любой нитроклей, предпочтительнее "Момент-1".
Работу лучше всего начать с изготовления лыж. Из плотной бумаги сделайте
две трехгранные призмы 1, заклейте их оконечности и согните в виде буквы
Т, после чего обрежьте по штриховой линии. К одной из сторон каждой
призмы для улучшения скольжения приклейте полосы листовой жести или
латуни 2, отогните на них бортики-снегорезы 3, повышающие устойчивость
лыжи при движении. На готовые лыжи 5 приклейте уголки крепления кабины
6, а саму кабину 7 соберите из фанерных или картонных деталей, имеющих
самые простые очертания. Достаточно прочным у нее должен быть только
пол, поскольку на нем будет
монтироваться движитель. Задней стенки кабины у этой модели просто нет.
Движитель можно выполнить в двух вариантах. Первый предусматривает
изготовление ведущих опорных барабанов из древесины. Каждый такой
барабан - снеговое колесо - должен иметь диаметр 80... 100 мм (при
толщине 30 мм), восемь радиальных пропилов на глубину 20 мм для
крепления лопаток-упоров, вырезаемых из жести. Длина выступающих наружу
лопаток должна быть в пределах 30 мм, причем, как это хорошо видно на
рисунке, их следует отогнуть в сторону, противоположную движению.
Для каждого из снеговых колес свой привод, от редукторов Р-1, которые
вращаются микроэлектродвигателями при помощи шкивов и пассиков. Все
детали привода крепятся на ходовых опорах 11, которые следует сделать из
полистирола толщиной 2...3 мм. Двигатель и редуктор к ним приклейте или
приварите электровыжигателем. Конечно, микроэлектродвигатель выбирается
в полистироловом корпусе.
Второй вариант снегового колеса предусматривает использование
баночки-упаковки 14, на которую полистироловым клеем под некоторым углом
приклеиваются лопатки 15. Чтобы прочно соединить вал редуктора с
корпусом баночки, на каждое колесо выпилите из полистирола толщиной
3...4 мм по диску 13, диаметром 80 мм. В центре диска сделайте фигурное
отверстие под посадочные лыски вала редуктора для более прочной его
посадки. Диск наденьте на вал, конец вала распаяйте электровыжигателем,
после чего к диску приклейте баночку с лопатками.
Индивидуальную подвеску каждого снегового колеса (с целью
максимальной приспособленности к трассе движения) обеспечивает
независимое крепление ходовых опор на оси 21 из полистироловой вязальной
спицы, закрепленной на распайках на стойках 12. Чтобы на двигатели
попадало меньше летящего из-под колес снега, прикройте их после
установки опор гибким ограждением из кожзаменителя 10.
Электропитание модели осуществляется от батареек для карманного фонаря
на каждый мотор отдельно, благодаря чему модель может двигаться не
только по прямой, но и совершать повороты. Батарейки нужно поместить в
блок управления, аналогичный по устройству блоку от сборных моделей
танков завода "Огонек".
На рисунке приведены размеры, далеко не всех деталей, так как двигатели
могут быть разных типов, что потребует самостоятельной подборки и
подгонки частей.