Многие эксперты считают, что наземный транспорт ближайшего будущего
будет передвигаться по шоссе со скоростью не менее 150... 200 км/ч. Это
станет возможным благодаря тщательно продуманной обтекаемой форме
автомобилей и электронной "начинке", которая сделает машины более
надежными, комфортабельными и экономичными.
Что касается трейлеров - автопоездов большой грузоподъемности, то
конструкторов больше заботит не их скорость, а возможность как можно
более рационально использовать все полезное пространство прицепа. Дело в
том, что по существующим стандартам их размеры жестко ограничены.
"Поднять крышу" мешает высота существующих проездов под мостами, сеть
проводов над проезжей частью городских магистралей. Сделать трейлер
широким тоже нельзя, тогда как длина его не должна превышать 18 м.
Пытаясь найти приемлемое решение повышения грузоподъемности,
западногерманский конструктор М. Штайнвинтер предложил оригинальное
решение: сделать сам тягач предельно низким, разместив его под
удлиненным прицепом, который будет возвышаться над тележкой и тягачом.
Со стороны такой трейлер выглядит как огромный ящик, под "носовой
частью" которого поблескивают стекла предельно низкого тягача.
Грузоподъемность такой машины резко возросла. Она оснащена дизельным
двигателем мощностью в 400 л. с. с рабочим объемом цилиндров 14,6 л. При
этом конструктор постарался как следует загерметизировать силовую
установку - в результате трейлер, идущий по шоссе со скоростью 80 км/ч,
издает шум на уровне всего 70 дб - меньше, чем современные легковые
автомашины.
Как видите, машина имеет массу достоинств и, может быть, именно поэтому
считается очень перспективной, недаром ее в шутку называют "трейлером
третьего тысячелетия".
Предлагаем вам сделать модель этого автопоезда. Технология ее
изготовления показана на рисунке 19, а. Прежде всего из фанеры или
полистирола толщиной 1,5...2 мм соберите ходовой блок 6, размеры его
будут зависеть от тогр, какие у вас под руками окажутся колеса 2. Лучше
всего, конечно, использовать готовые обрезиненные колеса от игрушек, но
если их нет (а колес на модель потребуется много), неплохие колеса можно
сделать даже из обыкновенных шашек (рис. 19, б). "Узкопрофильные" шины
получаются при уменьшении высоты шашки, "широкопрофильные" - при
склеивании двух шашек между собой. Для улучшения сцепления с полом по
диаметру шашки-колеса полезно надеть отрезок резиновой трубки
подходящего диаметра.
Колеса из шашек можно просто прибить к основанию 5, что очень упрощает
сборку модели. Привод от двигателя на одно из колес - фрикционный,
посредством надетой на вал микроэлектродвигателя 4 резиновой трубки -
фрикционной муфты 3.
Поверх ходового блока установите "грузовой контейнер", состоящий из
основания 7 (фанера или полистирол) и корпуса 8, склеенного в виде
картонной коробки. В носовой части контейнера смонтируйте рулевой привод
тягача, он будет поворачиваться на модели целиком, заменяя таким образом
рулевые колеса.
Рулевой привод состоит из микроэлектродвигателя 10 и редуктора 12 Р-1,
традиционно соединенных рези-1 новым пассиком 11, перекинутым через
шкивы 9 из бумаги и картона. Поскольку на валу редуктора Р-1 имеются
профилированные лыски, потребуется переходник 14, который надо приклеить
на крышу тягача 15. Сделать корпус тягача проще всего из папье-маше,
слепив по форме кузова болванку из пластилина.
Для выклейки используйте газетную бумагу, нарезанную полосками шириной
15...20 мм, и мучной клейстер. Первый слой - разделительный -
накладывается хорошо вымоченной бумагой без клея. После его высыхания
наклеивают еще 5-6 слоев так, как показано на рисунке (поз. 13). Причем
после наклейки каждых двух слоев необходима просушка. Выклеенный кузов
прошпаклюйте, обработайте шлифовальной шкуркой и окрасьте.
Остается установить тягач под "грузовым контейнером", вклеить клеем
"Момент-1" ("Марс", "Суперцемент") вал редуктора в переходник- и модель
готова.
Блок управления и питания 16 лучше всего сделать из большой мыльницы. На
ней нужно установить два связанных с батарейкой двухполюсных тумблера:
переключая один, управляют движением модели "вперед-назад", второй
служит для того, чтобы поворачивать корпус тягача, а следовательно, и
саму модель "вправо-влево".
Рис. 19. Модель трейлера повышенной
грузоподъемности: а - технология изготовления модели; б - технология
изготовления колес (1 -готовая модель; 2 - колесо от игрушки; 3 -
фрикционная муфта; 4 - микроэлектродвигатель; 5-основание ходового
блока; 6 - ходовой блок; 7 - основание грузового контейнера; 8 - корпус
грузового контейнера; 9 - шкивы; 10 - микроэлектродвигатель рулевого
привода; 11-пассик; 12 - редуктор Р-1; 13 - изготовление корпуса тягача
из папье-маше; 14 - переходник; 15- тягач; 16 - блок управления и
питания).
Отделка корпуса "грузового контейнера" может быть самой
разнообразной. Можно использовать наборы "липкого" типографского шрифта,
цветную бумагу и самоклею-щиеся флюоресцентные пленки. Конечно, чувство
меры не помешает, но и яркая, кричащая раскраска модели трейлера будет
уместна.