Безопасность водителя транспортного средства - одна из важнейших
задач при создании любой машины, но для инопланетного вездехода ее
значение возрастает во много раз. Космоход должен иметь возможность
начать движение в нужном направлении из любого положения, даже если он,
перевернувшись, окажется "вверх ногами".
Для любого обычного транспортного средства подобный переворот, не говоря
уже о падении,- катастрофа, которая, как правило, заканчивается гибелью
водителя в расплющенной кабине. Для любого, но не для вездехода
"Ванька-встанька" (рис. 25), которому такие аварии нипочем.
Предлагаем вам сделать модель этой интересной машины. Абсолютно
симметричный корпус в совокупности с гусеницами, охватывающими его по
периметру, гарантирует безопасность машины в том случае, если она
перевернется.
Все детали модели смонтируйте на основании 25 из полистирола толщиной
2...3 мм. Размеры основания произвольны, главное, чтобы на нем могли
разместиться спаренные редукторы Р-1 15 с приводом от электродвигателя
27, батарейка питания 22 и колеса гусениц 16. Сделать их можно из
древесины, например распилив на диски старую скалку. Ширина колес должна
быть не меньше 20 мм. так как в каждом из них по периметру сверлятся 16
отверстий 24 глубиной 5...6 мм и 0 около 3 мм. Эти отверстия нужны для
зацепления колес с гусеницами, в которых роль зубьев зацепления играют
металлические болтики от металлического "конструктора". Сама гусеница 1
(2,3) представляет собой шнрокую ленту 10, сшитую при помощи тканевых
накладок из отдельных резиновых полос, что обеспечит ее эластичность. На
ленту вплотную одна к другой на болтиках и гайках от "конструктора"
привинтите траки 2 из фанерных или полистироловых планок толщиной
1,5...2 мм. Одну пару колес прикрепите к основанию на стойках 26 из
полистирола и осях из полистироловых вязальных спиц, а другую - на валах
редукторов Р-1.
К основанию приклейте и боковые стенки 17, в которых нужно проделать
отверстия под оси передних колес и выпилить люк 20 для смены батарейки ^олько
с одной стороны). Чтобы крышка люка не проваливалась в отверстие, с его
внутренней стороны приклейте пластины-ограничители 21, а с наружной -
поворачивающиеся на винтах петли 6, 11 из жести. Крепления батарейки в
корпусе 18 могут быть сделаны как из полистирола, так и из фанеры,
последнее в том случае, если из фанеры будут сделаны и все остальные
детали. Единственное отличие при этом будет заключаться в креплении
микроэлектродвигателя, который нужно будет прикрепить к основанию с
помощью хомутика из жести, а редукторы привинтить на шурупах.
Выключатель модели 9, 19 тоже крепится к борту с одной стороны, и лучше
всего поставить двухпозицион-ный, допускающий переключение двигатель на
движение "вперед-на-зад".
Корпус и гусеницу, чтобы избежать возможного перекоса или
заклинивания из-за несовпадения болтиков гусеницы с отверстиями на
колесах, собирайте параллельно. Только после того, как ходовая часть
модели будет опробована, можно надеть гусеницу.
Весьма важная деталь - расположенные по бортам модели опорные выступы 8.
Если вездеход падает на бок, то они сообщают ему крайне неустойчивое
положение, благодаря чему он снова становится на гусеницу.
Как обеспечивается обзор в таком вездеходе? С помощью четырех
"телекамер" 4, расположенных по бортам машины: они передают на пульт
управления все, что происходит и спереди и сзади. Конечно, на модели
настоящие телекамеры отсутствуют, но вот имитирующие их декоративные
можно сделать из колпачков от фломастеров.
Готовую модель покрасьте любой водоупорной краской: траки гусеницы в
черный цвет, а корпус - в серебристый или ярко-желтый с наклонными
черными полосами. Декоративные окна 5 и двери 7 вырежьте из цветной
бумаги и приклейте на уже окрашенную модель.