Интересным направлением в камуфлировании самолетов
стала разработанная в США в начале 70-х годов схема так называемой
обратно-теневой окраски, применяемая на истребителях-перехватчиках. Ее
действие заключается в выравнивании с помощью различных оттенков серого
цвета естественной освещенности отдельных частей самолета: те участки,
которые обычно выглядят светлее, покрываются более темной краской, и
наоборот.
В конце 70-х годов испытания такой камуфляжной схемы проводились в ВВС
Великобритании. В 1979 г. окраска с обратно-теневым эффектом (три
оттенка серого цвета) была принята для истребителей ПВО "Фантом-2", а
несколько позже - для истребителей "Лайтнинг" и "Торнадо", легких
учебно-боевых самолетов "Хок". Одновременно с введением новой
маскировочной окраски были уменьшены размеры опознавательных знаков,
причем вместо ярких синего и красного цветов использовались их
пастельные оттенки. Была приглушена и яркость различных трафаретных
надписей. Хотя опознавательные знаки и эмблемы эскадрилий временно
сохранены, при возникновении чрезвычайных обстоятельств они, как
сообщает иностранная печать, будут закрашены.
В ходе англо-аргентинского вооруженного конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских)
островов вопросом камуфлирования самолетов вплотную занялась и авиация
ВМС Великобритании.
Палубные истребители "Си
Харриер" фотография.
Палубные истребители "Си Харриер", имевшие
до отправки в Южную Атлантику традиционную для морской авиации
серо-белую окраску (причем, по мнению английских специалистов, белая
краска на нижних поверхностях самолетов обладала слишком высокой
отражательной способностью), стали однотонно-серыми. С опознавательных
знаков было убрано белое кольцо. Кроме того, были закрашены эмблемы
эскадрилий, удалены яркие надписи и обозначения.
В ВВС ФРГ была разработанасобственная
камуфляжная схема, в которой используются серый и зеленый цвета, а также
ломаные линии, что напоминает окраску самолетов фашистской Германии.
Работы по созданию новых эффективных схем камуфляжного покрытия
летательных аппаратов ведутся по различным направлениям. Иногда они
принимают самые оригинальные формы. Так, в Канаде был проведен
эксперимент, в ходе которого на нижней части фюзеляжа истребителя C.F-18
было нанесено зеркальное отображение его верхней части (фонаря кабины,
киля и других элементов). По утверждению специалистов, этот способ
маскировки оказался очень эффективным, так как в ходе учебных боев
летчики самолетов "противника" испытывали серьезные затруднения в
определении пространственного положения окрашенных таким образом
самолетов CF-18 и, естественно, намерений их экипажей. Однако от
дальнейшего распространения этого опыта специалисты ВВС Канады пока
воздержались в целях "обеспечения безопасности полетов в мирное время".
Наиболее подходящей для условий Европы схемой камуфляжа считают
чередование темно-зеленых и темно-серых пятен с зигзагообразными краями.
Так окрашены легкие бомбардировщики "Буканир", истребители "Ягуар" и
некоторые другие самолеты. Истребители "Фантом" закамуфлированы более
светлыми красками: сверху - светло-зеленые и темно-серые пятна, а снизу-
светло-серые и белые с голубым оттенком.
Базовые патрульные самолеты "Нимрод" и истребители-перехват-чики "Лайтнинг",
действующие главным образом над морем, красятся так, чтобы сверху их не
было видно на фоне поверхности моря, а снизу - на фоне облаков.
Напротив, учебно-тренировочные машины должны быть яркими, чтобы их можно
было заметить издалека. Однако часть из них, на которых отрабатываются
вопросы боевого применения, имеет тот же камуфляж, что и боевые самолеты.
Маскировочная окраска вертолетов сходна с окраской самолетов,
предназначенных для действий по наземным целям с малых и предельно малых
высот. Однако вертолеты службы поиска и спасения, как правило, покрывают
яркой желтой краской.
Отдельные типы самолетов могут окрашиваться в другие (нестандартные)
цвета. Например, были выкрашены в белый цвет с черными пятнами и
полосами, чтобы они не особенно выделялись на фоне земной поверхности,
покрытой снегом и камнями, самолеты вертикального взлета и посадки "Харриер",
участвовавшие в полетах над Норвегией.
Моделистам-коллекционерам чрезвычайно важно уметь правильно накрашивать
опознавательные знаки, особенно в том случае, если не удалось достать
декалькоманию заводского изготовления. Здесь на помощь должны прийти уже
упоминавшиеся трафаретные маски с прорезанным изображением.
При отделке модели важно не только хорошо знать историю, но и соблюдать
меру, масштабность опознавательных знаков, цифровых обозначений, "царапин"
и "сколов". Иначе "металл" может появиться и там, где на самом деле была
древесина или ткань, а опознавательные знаки могут сделать ненатуральной
даже самую красивую модель. И уж, конечно, копия опытного экземпляра
самолета не может выглядеть как
машина, побывавшая в десятках воздушных боев, равно как и машина аса не
должна производить вид только что вышедшей из сборочного цеха. Вот
почему требуется кропотливая, но очень интересная и полезная работа по
изучению истории авиации, поиску фотографий и цветных изображений
копируемых самолетов, которые помогут дополнить окраску модели
необходимыми нюансами.