Давно известно, что даже самая любимая работа становится постепенно
утомительной и рискует сделаться скучной, а этс^ непременно скажется на
ее качестве. Поэтому надо время от времени менять объекты приложения
своего труда. Это целиком и полностью относится и к изготовлению
настольных моделей.
Модели "для отдыха" моделистов-копиистов могут быть весьма разнообразны.
Прежде всего это свободно летающие модели из бумаги. Такие модели могут
запускаться непосредственно с рук, а для достижения наибольшей дальности
полета поперечное сечение их фюзеляжа делается меньше, чем у
самолета-прототипа.
Простейшая модель этого типа показана на рисунке 12. Это летающая
схематическая модель учебного планера БРО-11 в масштабе 1:50. Чтобы ее
сделать, детали модели перенесите на плотную бумагу или картон толщиной
0,5 мм, вырежьте и склейте.
Чтобы она хорошо летала, носовую часть утяжелите скрепкой для бумаги.
Такую модель можно запустить с рук, однако для запуска схематических
моделей самолетов можно использовать и простейшую катапульту в виде
рогатки. Так называемые "метательные" модели обладают гораздо большей
дальностью полета, а в изготовлении столь же несложны. Например, модель
англо-французского пассажирского сверхзвукового самолета "Конкорд" (рис.
13) вырезается из картона толщиной 1 мм (место, где вклеивается крыло,
следует усилить дополнительными накладками так же, как и носовую часть)
и вместо окраски целиком оклеивается глянцевой цветной бумагой.
Стартовый крючок в носовой части делается из проволоки, а задние кромки
крыльев должны быть перед запуском отогнуты немного вверх. Поскольку
модель летит с большой скоростью, нужно позаботиться о том, чтобы при
запусках она не попала в людей.
Чтобы полет был устойчивым, даже бумажная модель должна иметь
определенную центровку: центр тяжести ЦТ должен совпасть с центром
давления крыла ЦД или быть несколько впереди него (центром давления
крыла называется точка приложения аэродинамической силы).
Рис. 12. Модель учебного планера БРО-11.
Рис. 13. Метательная модель самолета "Конкорд"
У прямоугольного профилированного крыла ЦД находится примерно на
первой четверти ширины крыла. У простых бумажных моде-
лей профиль крыла, как правило, очень тонкий либо вообще плоский. У
таких крыльев ЦД находится в геометрическом центре площади. У
прямоугольных крыльев центр площади находится на пересечении его
диагоналей. ЦТ и ЦД крыла определяют, уравновесив его на ребре линейки,
причем точка пересечения с линией, проведенной посередине крыла, и есть
искомый центр. Чтобы облегчить себе эту операцию, шаблон крыла для нее
нужно вырезать из плотного картона.
У простейших свободнолетающих моделей нет двигателя, и силу тяги,
движущую модель вперед, создает ее собственный вес. Для повышения
инерционности модели в фюзеляж ее вклеивают груз, вырезанный из фанеры
или нескольких слоев плотного картона. Наличие груза в носовой части
фюзеляжа обеспечивает достаточную устойчивость модели в полете.
Зная ЦТ и ЦД модели, подбирают правильное положение крыла. У моделей,
летающих с большими скоростями, ЦТ должен быть впереди ЦД, а у свободно
планирующих - совпадать.
Метательные модели можно сделать с объемным фюзеляжем, взяв за образец
один из современных реактивных самолетов. Вот несколько интересных
сведений о них. Если в середине 40-х годов мы гордились реактивными
истребителями МиГ-9 и Як-15, развивавшими скорость более 900 км/ч, то
уже в октябре 1958 г. летчик-испытатель Г. К. Мосолов разогнал самолет
Е-166 (вариант известного истребителя МиГ-21) до 2388 км/ч, а
летчик-испытатель А. В. Федотов в 1962 г. установил мировой рекорд
скорости, достигнув 3000 км/ч. Нетрудно рассчитать, что самолет Федотова
мчался на 100 м/с быстрее пули, выпущенной из автомата Калашникова...
Рис.15 Метательная модель самолета а косым
крылом: а - схема самолета с "косым" крылом; б - традиционная схема
самолета с крылом изменяемой стреловидности; в - схема переделки модели
истребителя Е-166 в самолет с "косым" крылом (1-плоский гаргрот; 2 -
отверстие шарнира; 3 - отверстия для фиксации крыла; 4 - трубка
жесткости из бумаги; 5 - крыло; 6 - фиксирующие шпонки; 7 - шарнир).
Достаточно быстро летит и устойчиво планирует модель этого самолета с
корпусом из обыкновенной бумажной трубки длиной 250... 300 мм (рис. 14),
которую мы предлагаем вам сделать. Крылья, аэродинамические гребни и
стабилизатор - все эти детали вырежьте из картона толщиной 0,5 мм. Из
бумаги или пенопласта сделайте детали гар-грота (обтекателя позади
кабины). Конус сопла - обыкновенное бумажное колечко, вот только для
конуса воздухозаборника лучше всего взять древесину. Чтобы
воздухозаборник прочнее держался в корпусе, оклейте его один раз бумагой
и установите на стойках из толстого картона. Стартовый крючок нужно
выпилить из фанеры и приклеить к конусу воздухозаборника через прорезь в
нижней части фюзеляжа.
Подгибая плоскости крыла и оперения, добейтесь устойчивого полета
модели, после чего окрасьте ее "серебрянкой", причем в данном случае
подойдет и та краска, которая продается в хозяйственных магазинах.
Интересно поэкспериментировать с подобной моделью, оснастив ее, скажем,
весьма оригинальным "косым" крылом (рис. 15, а). В чем суть этой схемы?
По мнению ряда авиационных специалистов, такое крыло обеспечивает
самолетам те же преимущества, что и крыло с изменяемой стреловидностью
(рис. 15, б), и, кроме того, позволяет снизить лобовое сопротивление и
массу летательного аппарата. Конечно, есть и у этой схемы недостатки, но
для модели такое крыло сделать проще, чем какой-нибудь другой
конструкции. Для того чтобы переделать модель истребителя Е-166 в
самолет с "косым" крылом, большой доработки не потребуется. Прежде всего
гаргрот в районе вращения крыла должен быть плоским (рис. 15, в).
Несколько большее крыло с треугольным удлинением должно крепиться к
фюзеляжу на прочном шарнире из полистироловой вязальной спицы и
фиксироваться двумя шпонками из проволоки при прямом и "косом"
положениях для полета Все остальные детали модели в переделке не
нуждаются.
Изготовив модель, проведите ее испытания. Возможно, их результаты вас в
чем-то не удовлетворят, тогда попробуйте взяться за дело еще раз и
выяснить, что надо сделать, чтобы добиться устойчивого полета.