Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
01.04.2015 21:43
Столярные работы, краснодеревщик,
как работать с деревом
Русская мебель XVII-XX вв.
Русская мебель XVII-XX вв. Основными предметами мебели в России в
XVII в. были пристенные широкие лавки, служившие для сидения, отдыха и
сна. Иногда под сиденьем между опорами устраивали задвижные дверцы,
образуя место для хранения домашней утвари.
Наряду с лавками в обиходе были скамьи со спинками, а также обеденные
столы с дощатыми, собранными на шпонках, столешницами. Столы имели
подстолья в виде шкафчика. Такие столы делали из сосны или липы и
окрашивали. Иногда столы изготовляли из дуба.
Кроме лавок и скамей, для сидения служили табуреты с квадратным или
круглым сиденьем.
Для хранения посуды служили открытые полки или поставцы в форме
невысоких (70-80 см), повешенных на стены этажерок без дверей, с
занавесками. Делались также закрытые шкафчики висячие или стоячие на
полу или особом подстолье.
Стулья и кресла до начала XVIII в. (до Петра I) употреблялись очень
редко. Позже они были введены в подражание иностранной меблировке. Для
хранения одежды, белья и пр. служили сундуки и ларцы.
Еще в древнерусских художественных промыслах видное место занимало
производство мебели, украшенной резьбой, росписью, гравировкой,
железными оковками.
Образцы русской мебели XVI-XVIII вв. свидетельствуют об искусном
применении резного орнамента, сквозного или рельефного, и о разнообразии
расцветок.
Изготовляли мебель столяры. Имеются сведения о существовании столяров,
которые назывались теслярами, еще в XI-XIII вв. Столяры пользовались
целым рядом различных инструментов: теслами, топорами, долотами,
сверлами, пилами, стамесками, молотками и даже рубанками.
Однако парадная мебель в дворянских и помещичьих особняках была
иностранной, привозной. В XVII в. в Россию, кроме парадных предметов
мебели, стали все больше проникать из западных стран предметы более
бытового характера.
Русское мебельное искусство стало быстро развиваться с первой половины
XVIII в. Изготовлялась мебель в основном в помещичьих усадьбах.
Применялись для этого многие отечественные породы дерева (орех, береза,
тополь, осина, ясень и др.), которые окрашивались почти всегда под
красное дерево -очень модное в то время.
В конце XVIII и начале XIX в. в период классицизма в России мебель можно
было разделить на две, резко отличающиеся группы: уникальную парадную
мебель для больших дворцов, украшенную резьбой, позолотой, бронзой,
изготовляемую по проектам крупных зодчих, и бытовую мебель загородных
помещичьих усадеб и городских домов, изготовляемую крепостными
мастерами. Выдающиеся зодчие, в том числе В. В. Растрелли, М Ф Казаков,
Ч. Камерон, Дж. Кваренги, А. Н. Воронихин и К И Росси, создавали
рисунки отдельных предметов и гарнитуров парадной мебели.
Из украшений, помимо резьбы, позолоты и бронзы, во второй половине XVIII
в. широко была распространена к концу XVIII в. инкрустацию стали
применять значительно реже. В начале XIX в. среди украшений мебели
инкрустация отсутствовала.
Кроме красного дерева (рис. 23), в это время широкое распространение
получила карельская береза с раскладками из черного дерева или мореного
дуба (рис. 24).
Для мелких поделок употребляли березовый кап, причем не только в
естественном виде, но и в виде фанеры.
Рис. 23. Стул красного дерева с бронзой. Русская
работа, Рис. 24. Шифоньер карельской березы с раскладками из черного
дерева. Русская работа
Рис. 25. Кровать карельской березы. Стиль
Александровский ампир
При выполнении отделочных работ в дворцовых сооружениях использовали
также древесину, ввозимую из-за границы. Особенно часто применяли ее для
изготовления паркетных (штучных) полов. Лучшие штучные полы (например в
Гатчинском Дворце) изготовлялись из амаранта, оливкового дерева,
пастерозы, пальмы, сандала, желтого, розового и красного дерева.
Русская мебель стиля ампир (Александровский ампир 1801-1825 гг.) заметно
отличается от иностранных образцов. Ее формы проще, несколько грубее,
она более монументальна. Несмотря на отсутствие пышности, присущей
мебели этого времени в Западной Европе, она отличается красотой
пропорций и согласованностью отдельных частей (рис. 25, 26, 27).
Золоченая бронза в русской мебели почти не встречается, ее заменяет
поволоченная лепка из гипса и левкаса или резьба по дереву.
Из предметов мебели, изготовляемых в России в это время, следует назвать
прежде всего большие, выглядевшие очень торжественно, диваны, стулья,
кресла. Они изготовлялись часто с глухими округлыми спинками. Кроме
того, были распространены преддиванные столы на одной стойке в виде
тумбы, шифонеры, комоды, горки. Входили в моду большие зеркала и
кровати.
Стиль ампир явился последним большим стилем в истории мебели.
С 30-х годов XIX столетия в период, носящий названии эклектизма
(соединения, смешения элементов различных стиле) в одном сооружении) или
романтизма, характерного своими п пытками возрождения пережитых стилей
готики, барокко и ренессанса господствовали различные, быстро сменяющие
друг друга, модные течения. Это приводило к комбинации элементов,
заимствованных из различных стилей прошлых эпох, к совмещению различных
форм, не увязанных между собой в гармоническое целое, к декоративной
перегруженности чуждыми украшениями, нарушению пропорций,
несогласованности отдельных частей.
В 50-х годах XIX в. начала появляться гнутая мебель, которая благодаря
дешевизне нашла широкое применение.
Рис. 26. Кресло по рисунку архитектора А. Н.
Воронихина. Русская работа начала XIX в. Рис. 27. Шифоньер полированного
красного дерева. Русская работа начала XIX в.
В 90-х годах XIX в. развивается стиль модерн, характерной бенностью
которого являются кривые линии и растительные мотивы как в орнаменте
украшений, так и в форме архитектурных деталей (рис. 28)." Влияние стиля
модерн сказывалось мебели до начала 20-х годов настоящего столетия.