Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
24.07.2015 22:21
Столярные работы, краснодеревщик,
как работать с деревом
Инкрустация, интарсия, маркетри
Инкрустация. В отличие от мозаики при выполнении
инкрустации (рис. 264) основу или украшаемую поверхность не закрывают
полностью частицами другого материала, а оставляют в общей композиции
орнамента. Кусочки же других материалов врезают в толщу основного
материала заподлицо с его поверхностью. Таким образом делают инкрустацию
из камней, мра мора, древесины, слоновой кости и других материалов.
Интарсия. Основой для развития интарсии послужила техника
инкрустации. Преобладающим материалом при выполнении интарсии является
древесина различных пород.
Рис. 264. Ларец египетской работы с инкрустацией из слоновой
кости, серебра и смальты
Отделка интарсией заключается в том, что в поверхность предмета,
сделанного из древесины, вставляют рисунки, сделанные из другой, обычно
более ценной, древесины, отличающейся по цвету.
Вставки делают с таким расчетом, чтобы они находились на одном уровне с
материалом предмета. Из таких отдельных частиц, вставок, вырезанных из
различных пород древесины и подобранных по цвету и форме согласно
рисунку, делают изображения цветов, фигур, орнаменты и даже целые
картины.
При интарсии в отличие от инкрустации редко делаются резкие контрасты в
цвете отдельных вставок.
Для получения различных оттенков древесину подкрашивают и обжигают,
например, горячим песком. Дощечку опускают в горячий песок в
вертикальном положении (рис. 265), "при этом получается тон от
темно-коричневого к светло-желтому. Для придания поверхности черного
цвета со слабо выраженным рельефом на древесину наливают расплавленный
свинец.
Для доработки рисунка интарсии можно применить гравирование и травление
крепкими кислотами или красителями.
Наряду с обычной деревянной интарсией существуют и другие виды ее,
например так называемая индийская интарсия
(рис. 266), отличающаяся тем, что по контуру рисунка в специально
приготовленные прорези вставляют металлические прожилки толщиной 1-4 мм.
Маркетри. Техника инкрустации и интарсии трудоемка и
малопроизводительна, поэтому большим достижением явилось открытие в
конце XVI в. способа получения тонких фанерок путем распиливания.
Появилась возможность отказаться от техники врезания и перейти к технике
одновременного выпиливания фона и рисунка, к технике маркетри.
Маркетри отличается от интарсии тем, что рисунок, сделанный из кусочков
разноцветной фанеры, черепаховых пластинок, металла или других
материалов, наклеивается на отделываемую поверхность. Отделка способом
маркетри заключается в следующем.
Рис. 265. Обжиг в горячем песке дощечки для
интарсии
Рис. 266. Индийская интарсия
Делают несколько копий с выбранного рисунка. Копии рисунка наклеивают
на фанеру или другой материал и пилочкой или резцом вырезают нужный
кусок. Вырезав таким образом из разных материалов все части рисунка, на
толстый лист гладкой бумаги, намазанный клеем, укладывают фон и
вставляют в него все вырезанные части рисунка лицевой стороной вниз.
Высушив набор, его наклеивают на отделываемую поверхность бумагой вверх.
После просушки клея бумагу счищают.
Способом маркетри можно создавать изображения букетов цветов, пейзажей,
видов городов и т. п.
Инструментом для работы в технике маркетри служат простые ножи различной
формы с длинными или короткими рукоятками (рис. 267,а,б,в). Длинную
рукоятку мастер может опереть в плечо, чтобы делать более сильный нажим
на резец.
Рис. 267. Инструменты, применяемые при отделке
способом меркетри: а -нож, изготовленный из лезвия бритвы, б -
короткий нож специальной формы, а - длинный нож