Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
27.02.2015 20:20
Изобретаем веломобиль, как сделать
веломобиль своими руками
Спортивные веломобили
Различают рекордные и соревновательные спортивные веломобили. Первые
строят с целью достижения макси мальных скоростей за счет
совершенствования приводг! и всей конструкции веломобиля, использования
очень легких конструкционных материалов, которые приме няют в
авиационной и космической технике, за счет из готовления каплевидных,
закрытых со всех сторон ку зовов с минимальным аэродинамическим
сопротивлением Веломобилисты в таких машинах часто находятся в не
удобной, почти горизонтальной позе, которую нельзя вы держать в течение
сколько-нибудь длительного времени
Постройке рекордного веломобиля предшествую сложные инженерные расчеты,
иногда даже теоретические и экспериментальные исследования с
использованием аэродинамических труб, комплекса научных при боров и
оборудования. Само же изготовление рекордсменов на требует уникальной
технологической оснастки, высокой квалификации работающих и стоит очень
дорого. Так, европейская модификация рекордного веломобиля "Вектор"
обошлась в 10 тысяч долларов. Постройка и испытание рекордных
веломобилей выявляет потенциальные возможности, создает основы для
разработки серийных моделей спортивных и гоночных веломашин.
Рис. 21. Гоночный веломобиль "Вильнюс-82",
сконструированный под руководством Витаутаса Довиденаса
Спортивные веломобили
Для проведения массовых соревнований гораздо перспективнее спортивные
веломобили простейших конструкций типа велокартов и велобагги. На этих
неприхотливых машинах можно устраивать гонки по асфальту и по
пересеченной местности с извилистыми трассами и крутыми уклонами. Для
соревнований не нужно строить картодромы: можно использовать пришкольные
стадионы, парки, городские улицы и площади, временно закрываемые для
автотранспорта. От своих моторизованных аналогов велокарты и велобагги
отличаются безвредностью, бесшумностью и безопасностью. Езда на таких
машинах не только укрепляет здоровье, но и совершенствует навыки
вождения, позволяет обучать Правилам Дорожного движения детей даже
детсадовского возраста.
В отличие от рекордных веломобилей велокарты и велобагги совсем не имеют
кузовов. Возможно и множество промежуточных решений кузовов спортивных
веломобилей, например с жестким обтекателем и мягким ^крытым или
полузакрытым кузовом оптимальной аэродинамической формы, который
натягивают на каркас из легких трубок.
Спортивные соревнования на коротких, длинных и сверхдлинных дистанциях
можно проводить на веломобилях всех типов.
На коротких участках длиной 100-200 м, преодолеваемых с ходу после
предварительного разгона, обычно определяют максимальные скоростные
возможности ве-ломашин. Соревнования на стайерских дистанциях,
веломарафоны позволяют оценить ходовые качества веломобилей, их
надежность, а также физическую подготовку и выносливость веломобилистов.
Соревнования веломобилей всех классов на дистанциях 5-10 км проводят на
конкурсах самодельных вело-машин в Шяуляе, на массовых мероприятиях
Московского клуба энтузиастов биотранспорта (КЭБа) и вильнюсского клуба
"Биотранспорт". 9 мая 1987 года веломобили впервые участвовали в
традиционной велогонке по Садовому кольцу столицы. Победителем на
дистанции 5 км со временем 8 мин 31 с стал заместитель председателя КЭБа
сорокалетний инженер Владимир Каменщиков на веломобиле "Этюд",
сконструированном Виктором Ивановичем Никитиным. Я пришел к финишу пятым
на одноместном "Бионике", но утешал себя тем, что оказался старейшим по
возрасту участником соревнований.
Рис. 22. "Этюд" В. И. Никитина - лучшая машина
вело-фестиваля "Золотое кольцо-87"
Рис. 23. Гоночный "Дельфин" ленинградцев Андрея
Кудрявцева и Александра Галкин"
Готовясь к проводимому КЭБом первому московскому велофестивалю
"Золотое кольцо-87" в августе 1987 года, В. И. Никитин заменил в своем
"Эподе" малогабаритные колеса от складного велосипеда на спортивные
большого диаметра. Это позволило мастеру спорта Юрию Яишникову на
дистанции 100 м с ходу развить на нем скорость 46,4 км/ч. Бескузовный
"Этюд" был первым также в кольцевой гонке на трассе длиной 25 км и
признан лучшей машиной фестиваля. В мае 1988 года Ю. Яишников на вновь
модернизированном "Этюде" был первым среди веломобилистов в велогонке по
Садовому кольцу.
В мае этого же года девять веломобилей впервые стартовали в тартусском
веломарафоне на дистанции 100 км. На этот раз победителем оказался
спортивный веломобиль открытого типа инженера-конструктора Владимира
Осипенко из города Коммунарска Ворошилов-градской области. Ю. Яишников
на "Этюде" пришел к финишу вторым.
В феврале 1987 года на заснеженных дорожках Центрального парка культуры
и отдыха им. М. Горького мы впервые провели "Зимнюю гонку КЭБа".
Участникам соревнований из девяти городов страны приходилось
преодолевать крутые повороты сложной 10-километровой трассы, пересекать
ледовые дорожки катка и снежные сугробы. В гонке одновременно
участвовало 35 веломобилей всех типов. Победил Сергей Ковеза - капитан
команды Киевского клуба самодеятельных конструкторов велотехники на
одноместной машине с тремя колесами большого диаметра. В "Зимней гонке"
1988 года (эти соревнования тоже становятся традиционными) первым был
веломобиль В. Осипенко.
26 мая 1989 года недавно открывшийся Вильнюсский экоцентр провел первый
Всесоюзный веломобильный супермарафон Вильнюс - Шяуляй. Его победителем
стал мастер Краснодарского кислородного завода Сергей Дашевский,
преодолевший на трехколеске собственной конструкции 215 км за 6 ч 21
мин. Средняя скорость победителя на дистанции составляла 32,8 км/ч, а на
отдельных участках превышала 40 км/ч. Еще два участника - Студент
Вильнюсского техникума электроники шестнадцатилетний Марюс Маскалюнас и
Игорь Баронас - на одноместных веломобилях пришли к финишу супермарафона
почти одновременно через 7 ч 30 мин после старта.
Рис. 24. Трехколесный велогренажер с приводом от
академической байдарки-восьмерки В. А. Таращенко из Риги
В начале июня этого же года члены Московского клуба энтузиастов
биотранспорта впервые участвовали в организованных польским журналом "Млоде
Техник" международных соревнованиях в городе Сирадз и достойно
конкурировали с опытными веломобилистами из ФРГ, Англии, Голландии и
других европейских стран. А когда закончились соревнования, советские
веломо-билисты за два дня прошли свыше 200 км от Сирадза до Варшавы.
К спортивным примыкают веломобили-тренажеры. Многие из них отнюдь не
отличаются высокими скоростными качествами. Некоторые имеют
комбинированный - ручной и ножной - привод. Очень эффективен привод с
движениями, аналогичными академической гребле, когда в работе участвует
все тело: мышцы ног, рук, спины и брюшного пресса.