Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
27.02.2015 20:38
Изобретаем веломобиль, как сделать
веломобиль своими руками
Технические требования к веломобилям
С первого января 1988 года введены в действие "Временные технические
требования к веломобилям" (ВТТ). Они разработаны Центральным
конструкторско-технологическим бюро велостроения (г. Харьков) совместно
с секцией веломобилей Всесоюзной федерации велоспорта СССР при участии
ГАИ СССР, редакции журнала "Техника молодежи" и утверждены Министерством
автомобильной промышленности СССР.
Унификация технических требований к веломобилям необходима в первую
очередь для подготовки их серийного производства и обеспечения
безопасности их движения на дорогах как новой разновидности
транспортного средства. В то же время при разработке ВТТ их авторы
стремились в минимальной степени ограничивать творческую фантазию
самодельщиков.
ВТТ определяют веломобиль как колесное транспортное средство, приводимое
в движение мускульной силой человека, которое имеет более двух колес,
расположенных не в одну линию, и сиденье с опорой для спины. К
веломобилям также относятся спортивные и медицинские тренажеры с силовым
приводом, имитирующим работу гребца, а также специальные спортивные
машины, в которых водитель расположен в горизонтальном (полугоризонтальном)
положении грудью вниз.
Водитель веломобиля - человек, управляющий веломобилем.
Пассажир веломобиля - человек, едущий в веломобиле, но не управляющий
им.
Экипаж веломобиля - состав водителя и пассажиров одного веломобиля.
Ниже приводится текст Временных технических требований к веломобилям.
Настоящие ВТТ распространяются на веломобили, экипажи которых не
превышают четырех человек.
1. Общие данные, компоновка и габаритные размеры
1.1. Допускается изготовление следующих типов веломобилей: двухосных
четырехколесных; двухосных трехколесных;
с четырьмя колесами, два из которых расположены на одной продольной оси
и используются постоянно, а два убирающихся - на одной поперечной оси и
используются только при стоянке, трогании с места и остановке.
1.2. Допускаются любые виды компоновочных схем.
1.3. Допускается применение кузовов, аэродинамических обтекателей,
защитных панелей, тентов и козырьков любых конструкций.
1.4. Габаритные размеры веломобиля: длина - не более 4,2 м;
ширина - не более 1,5 м; высота - не более 1,6 м.
1.5. В светлое время суток разрешается буксировка веломобилем одноосного
прицепа.
1.6. Полная конструктивная масса прицепа не должна превышать снаряженной
массы веломобиля.
1.7. Полная конструктивная масса прицепа, не имеющего тормозов, не
должна превышать половины снаряженной массы веломобиля.
1.8. Длина прицепа не должна быть более 2 м.
1.9. Ширина прицепа не должна превышать ширину веломобиля.
1.10. Высота прицепа с грузом не должна быть выше уровня плеча водителя
веломобиля или задних указателей поворота веломобиля.
2. Эксплуатационно-технические качества
2.1. Наименьший радиус поворота веломобиля по оси следа внешнего колеса
не должен превышать 5 м, наружный габаритный радиус поворота веломобиля
не должен превышать 6 м.
2.2. Веломобиль должен быть устойчивым при движении на сухой
асфальтированной площадке по кругу диаметром 50 м со скоростью 30 км/ч,
причем не должно наблюдаться явления заноса.
2.3. Расстояние от плоскости дороги до низшей точки веломобиля при
полной нагрузке должно быть не менее 100 мм для одноместных и
двухместных веломобилей с рядным расположением членов экипажа и не менее
150 мм для двухместных веломобилей с тандемным расположением членов
экипажа, а также для трехместных и четырехместных веломобилей.
2.4. Конструкция веломобиля должна обеспечивать удобство посадки, работы
и управления машиной.
2.5. Наружная поверхность веломобиля не должна иметь выступающих наружу
остроконечных или режущих частей или выступов, которые своей формой,
размерами, направлением или жесткостью могут усиливать тяжесть ранения
пешеходов, велосипедистов или мотоциклистов в случае столкновения их с
неподвижным или движущимся веломобилем.
3. Требования, предъявляемые к отдельным агрегатам, системам и
устройствам 3.1. Привод рулевого управления веломобиля должен
осуществляться двумя руками. Использование веломобилей, управляемых
только одной рукой, только ногами или другими частями тела, не
допускается.
Примечание. Требования п. 3.1 не распространяются на специальные
веломобили для инвалидов.
3.2. Веломобиль должен иметь три тормозные системы:
рабочую, с приводом не менее чем на два колеса;
запасную, с приводом на одно или несколько колес;
стояночную, с приводом на одно или несколько колес.
Допускается стояночную тормозную систему совмещать с рабочей или
запасной.
Элементы тормозных систем должны быть легкодоступными для технического
обслуживания и ремонта. Орган управления запасной тормозной системой
может быть независимым или общим с органом управления рабочей или
стояночной тормозной системой.
Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность полностью
загруженного веломобиля на уклоне не менее 16°.
3.3. Тормозные пути
при движении со скоростью 20 км/ч должны быть не более 5 м.
3.4. На веломобиле могут устанавливаться стандартные шины -
велосипедные, мотоциклетные, от мопедов, мотороллеров и другие,
соответствующие по максимальной нагрузке и допустимой скорости
технической характеристике веломобиля.
3.5. Подвижные элементы силового привода (шестерни, звездочки, цепи и т.
д.) должны иметь предохранительные ограждения, исключающие возможность
их соприкосновения с телом или одеждой членов экипажа.
3.6. Двери, крышки багажников и люков должны быть оборудованы замками,
обеспечивающими их надежную фиксацию в закрытом состоянии при движении
веломобиля.
3.7. Для изготовления стекол кузова допускается использование
органического стекла или бесцветных прозрачных пленок.
3.8. Силовой мускульный привод, используемый в веломобиле, может быть
любой конструкции (велосипедного типа, рычажного тина с качающимися
педалями, с возвратно-поступательными муфтами и т.д.).
Допускается дополнительно к мускульному приводу использовать накопители
энергии, а также вспомогательный силовой привод от электродвигателя.
4. Требования, предъявляемые к приборам и оборудованию
4.1. Веломобили, предназначенные для эксплуатации в сумерках или в
ночное время, должны быть оборудованы велосипедной фарой, габаритными
фонарями, указателями поворота и световозвращателями.
Цвет передних габаритных фонарей должен быть белый, задних - красный.
Цвет указателей поворота должен быть оранжевый. Сзади веломобиля должны
быть установлены два световозвращателя красного цвета. Габаритные огни и
световозвращатели должны указывать наличие транспортного средства и его
ширину.
4.2. Веломобиль должен иметь зеркало заднего вида.
Наружные зеркала заднего вида в рабочем положении не должны выступать за
габариты веломобиля более чем на 200 мм.
4.3 На веломобилях, предназначенных для движения по дорогам общего
пользования, на высоте не менее 1,5 м от поверхности проезжей части
должен быть установлен флажок красного пли оранжевого цвета, а в темное
время суток - красный фонарь или проблесковый маяк.
4.4. Средства крепления наружных зеркал заднего вида должны обеспечивать
регулирование положения зеркала, надежное крепление и фиксацию зеркала в
выбранном положении.
5. Требования к размещению органов управления
5.1. Расположение органов управления и внутреннего оборудования,
используемых в движении, должно обеспечивать:
удобство управления веломобилем, его системами, а также удобство
пользования внутренним оборудованием;
уменьшение утомляемости и снижение вероятности ошибочных действий
водителя;
уменьшение вероятности травмирования водителя и пассажиров при резком
замедлении движения или опрокидывании веломобиля.
5.2. Расположение органов управления не должно создавать трудностей при
посадке в веломобиль.
5.3. Органы управления, используемые в движении, в любом положении
должны быть расположены в зоне удобного пользования.
5.4. Орган управления стояночным тормозом должен быть расположен таким
образом, чтобы при всех положениях он не мешал свободной посадке
(высадке) экипажа в веломобиль.,
5.5. Сходные по форме органы управления не должны быть расположены рядом
во избежание ошибочных действий членов экипажа.
6. Прочие требования
6.1. На веломобиле должны быть предусмотрены места для установки
номерных знаков велосипедного типа или места для номерного знака или
товарного обозначения веломобиля краской.
6.2. Веломобиль должен быть укомплектован медицинской аптечкой и
необходимыми запасными частями, инструментом и принадлежностями.
Примечание. Требования настоящих ВТТ не распространяются на специальные
веломобили - производственные, медицинские тренажеры и т. д.
Если в веломобиле самодеятельного конструктора не соблюдены требования
настоящих ВТТ, сотрудники ГАИ вправе не допускать его на дороги общего
пользования, ограничив область его использования специальными трассами,
площадками и велополосами.