Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
27.02.2015 20:46
Изобретаем веломобиль, как сделать
веломобиль своими руками
Биодвигатель
Убедительно прошу простить меня за то, что благородного "homo sapiens"
я рассматриваю в качестве "двигателя" веломобиля. Но для нас
представляет интерес не реальная, предметная, форма анализируемого
объекта, а выполняемые им функции. В веломобиле человек, как это ему ни
тяжело, работает "двигателем". А без двигателя - какое может быть
транспортное средство? Без двигателя его можно лишь спустить под откос.
Основная полезная функция нашего "биодвигателя" - преобразование
химической энергии в движение ног (иногда и рук) веломобилиста. Но у "биодвигателя"
есть и вредные функции: он увеличивает массу и габариты веломобиля и в
отличие от двигателя автомобиля относительно быстро переутомляется,
устает.
В наших силах значительно уменьшить ущерб от воздействия вредных
функций, сопровождающих работу "биодвигателя". Чтобы не увеличивать
чрезмерно массу веломобиля, веломобилист не должен обладать избыточным
весом. Избавьтесь от лишнего веса Р, и массу несущих элементов
конструкции можно будет уменьшить на величину Q. Суммарное снижение
массы снаряженного экипажа составит P + Q. Скорость веломобиля при
прочих равных условиях заметно возрастет при снижении его массы.
С высоким ростом - этим врожденным дефектом космонавтов и веломобилистов
- дело сложнее. Габариты веломобиля для высокорослого веломобилиста
необходимо увеличивать. Однако рациональная компоновка кресла и
педально-шатунного узла на пространственной раме
позволяет создавать комфортные условия работы даже для "биодвигателя"
двухметровой длины и при этом не слишком увеличивать габариты веломобиля.
Перенапряжение и переутомление "биодвигателя" можно предупредить, если
его функции выполняет тренированный человек со здоровым сердцем и
крепкими мускулами.
В 1979 году американец Бриан Аллен, готовясь к историческому перелету
через Ла-Манш на летательном аппарате с велоприводом, несколько месяцев
усиленно тренировался по специальной программе. Ежедневно с утра он
проезжал на велосипеде по 65 км по пересеченной местности. Вторая
половина дня отводилась работе на велоэргометре. В результате тренировок
и специальной диеты вес Аллена уменьшился на 12 килограммов и составил
61,5 килограмма при росте 186 сантиметров, причем его физические
возможности заметно улучшились. Параметры "биодвигателя" мускулолета
значительно возросли. Пролив был преодолен. Очевидно, этот пример не
нуждается в комментариях.
Рис. 27. Высокий рост не
помешал инженеру-теплотехнику Сергею Рижко из Днепропетровска
сконструировать компактный веломобиль с задними управляемыми колесами
Таким образом, анализ взаимосвязей полезных и
вредных функций, сопровождающих работу "биодвигателя", позволяет
сформулировать требования по его оптимизации. Оптимальный веломобилист -
это человек, ведущий здоровый образ жизни, сочетающий двигательную
активность с умеренным по количеству, но полноценным питанием,
достаточно закаленный, воздерживающийся от курения и алкоголя. Отметим,
что чем интенсивнее эксплуатируется "биодвигатель" веломобиля (в
разумных пределах), тем мощнее, надежнее и долговечнее он становится.
Наблюдая соревнования самодельных веломобилей, специалисты убеждаются,
что в большинстве случаев развиваемая ими скорость определяется не
конструктивными особенностями, а здоровьем, силой мышц, тренированностью,
выносливостью и волей к победе самих веломобилистов.