Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
28.02.2015 15:44
Изобретаем веломобиль, как сделать
веломобиль своими руками
Туристский веломобиль "Твиль"
На этой простой, удобной и красивой машине ее конструкторы А. Номейка,
Р. Вайткунас и Э. Вилькялис совершили одно из первых туристических
путешествий из Вильнюса в Шяуляй, за неполные два дня преодолев 240 км.
На велофестивале "Шяуляй-84" веломобиль был отмечен призом журнала
"Изобретатель и рационализатор".
Техническая характеристика
Длина, мм 1730
Ширина, мм 930
Высота с тентом, мм 1150
Масса, кг 25
Число мест 1
Число передач 2
Скорость, км/ч До 30
Осевая рама веломобиля изготовлена из дюралевой трубы с толщиной стенки
3 мм, длиной 1200 м и диаметром 36 мм. Из такой же трубы сделаны
передний и задний мосты. Для руля, сидений, каркаса тента использованы
трубы от старой раскладушки. Сиденье с регулируемым наклоном спинки
может перемещаться вдоль продольной трубы. Все колеса от складного
велосипеда "Десна" диаметром 485 мм. Питание двух велосипедных фар от
генератора, прикрепленного к стойке переднего колеса. Съемный тент
скроен из водонепроницаемой ткани со смотровым окном из прозрачной
пленки размером 500x1000 мм. Детально устройство "Твиля" показано на
рисунках.
Одно из главных достоинств "Твиля" - простота изготовления, доступность
использованных материалов. Авторы считают, что ведущие колеса лучше
взять большого диаметра, например, от велосипеда "Турист". Если ведущими
сделать передние колеса, можно будет уменьшить длину цепи и отказаться
от промежуточных звездочек. Это позволит улучшить энергетические
характеристики веломобиля, но несколько усложнит конструкцию.
Рис. 41. Одноместный туристский веломобиль "Твиль":
а -общая компоновка веломобиля; б - крепление руля к раме; для удобства
посадки водителя руль откидывается вперед-вверх; в - рулевое устройство;
движение от руля через крестовину передается к рычагу, связанному с
поперечной тягой колес; г - крепление передних
управляемых колес: внизу - петля рулевой тяги; д - крепление ведущей
звездочки и педалей; е - задний мост; ведомая звездочка неподвижно
закреплена на оси, единственное ведущее заднее колесо вращается вместе с
осью. Второе колесо на оси закреплено свободно. Тормозится только
ведущее колесо. При резком торможении за носов не наблюдалось; ж -
промежуточные звездочки для передачи к -вращения от каретки к
колесу, расположенному под сиденьем. Переключатель скоростей, тоже
расположенный под сиденьем, не показан
Рис. 41. Одноместный туристский веломобиль "Твиль":
а -общая компоновка веломобиля; б - крепление руля к раме; для удобства
посадки водителя руль откидывается вперед-вверх; в - рулевое устройство;
движение от руля через крестовину передается к рычагу, связанному с
поперечной тягой колес; г - крепление передних
управляемых колес: внизу - петля рулевой тяги; д - крепление ведущей
звездочки и педалей; е - задний мост; ведомая звездочка неподвижно
закреплена на оси, единственное ведущее заднее колесо вращается вместе с
осью. Второе колесо на оси закреплено свободно. Тормозится только
ведущее колесо. При резком торможении за носов не наблюдалось; ж -
промежуточные звездочки для передачи к -вращения от каретки к
колесу, расположенному под сиденьем. Переключатель скоростей, тоже
расположенный под сиденьем, не показан
Скоростные и другие эксплуатационные характеристики "Твиля"
вполне достаточны для многодневного туризма. "Сделайте веломобиль - не
пожалеете,- говорят его конструкторы.- Автомобиль, если он у вас есть,
после этого можно с легким сердцем продать, как был продан "Запорожец",
сопровождавший нас в первом пробеге Вильнюс-Шяуляй".
Вот как комментирует конструкцию веломобиля кандидат технических наук
Витаутас Довиденас: "Твиль" - удобная, устойчивая, довольно легкая и
красивая машина. Слабое место этого веломобиля - недостаточно
совершенная энергетическая сторона. Малые, хотя и прочные, колеса с
внешним диаметром 485 мм имеют трение в 2-2,5 раза больше, чем колеса
туристского велосипеда. Есть смысл применить колеса двух диаметров:
более нагруженные диаметром 690 мм колеса с усиленными спицами от
"Туриста" ненагруженные колеса для более компактной компоновки могут
быть меньше. Длинная трансмиссия, да еще с промежуточными звездочками:
все это очевидные энергетические потери. Наиболее экономичен привод на
передние колеса, но при управляемых ведущих колесах необходима его
особая конструкция.
Тем не менее "Твиль" в целом удался. Его скоростные и другие
эксплуатационные характеристики вполне достаточны для многодневного
туризма, где важно постоянное общение с природой, а не бездумная
утомляющая гонка. А построить такой или аналогичный экипаж способен
каждый мало-мальски мастеровой человек. И в этом одно из основных
достоинств " Гвиля".