Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
24.02.2015 22:59
Нет ничего проще колеса, модели на колесах, создай
свою движущую модель
Водометный движитель
На рисунке 129 показана модель катера с очень интересным водоструйным
движителем. Ее автор - рязанский школьник В. Талонов. Она довольно
быстро плывет вдоль берега, преодолевая течение такой реки, как Ока.
Основу модели составляет пластмассовый катер, который каждый из вас
может купить в <Детском мире>. Внешне он отличается от обычного только
дополнительной деталью - фигуркой рулевого, выпиленного лобзиком из
фанеры.
Если снять верхнюю крышку вместе с рулевым, откроется внутренняя
полость. Прежде всего бросается в глаза длинный цилиндр, упирающийся
торцами в нос и корму. Со стороны носа в цилиндр входит длинная стальная
проволока с крючком на конце. К стенке цилиндра припаяна изогнутая
пластинка - защелка. А на корме из него выходит маленькая трубочка. За
нею располагается руль. Под цилиндром, на дне модели, установлен
балласт, придающий ей дополнительную устойчивость.
Как вы уже, наверное, догадались, цилиндр - источник энергии. Многие из
вас знакомы с ним. Работает он по принципу водометных движителей. И
вполне резонно можете заметить, что водометные движители имеют два
входа: в один вода затягивается, через другой с большой скоростью
выталкивается. А ведь в модели Гапонова только одна трубочка.
Все это верно. На мощных теплоходах действительно установлены двигатели,
работающие непрерывно многие часы. Поэтому у них имеются два входа. А в
модели Гапонова двигатель работает меньше минуты. После остановки его
нужно зарядить новой порцией воды, как шприц перед уколом.
Познакомимся с устройством этого движителя. Конструктивно он
представляет собой цилиндр 3, оба торца которого запаяны заглушками. К
одной заглушке припаяна трубка - это сопло. К другой - втулка. Сквозь
втулку свободно ходит шток 5 с крючком I на конце. На противоположном
конце штока нарезана резьба, навернута гайка. Резьба зачеканена, чтобы
гайка не отворачивалась. На шток надет поршень 4. Его нужно выточить на
токарном станке. Поршень свободно перемещается по штоку, но его
перемещения ограничены гайкой и пружиной 2. Пружину следует подобрать
жесткую. Заряжают цилиндр так. Вначале следует погрузить корму катера в
воду. Поршень в это время под действием пружины находится у сопла. Затем
нужно освободить крючок из замка и потянуть за него. Вслед за поршнем в
цилиндр устремится вода. Зафиксироватьпоршень
помогает защелка. Теперь остается беспрепятственно вдвинуть шток обратно
в цилиндр и зафиксировать крючок на втулке. Движитель к работе готов.
Установите руль 7 и пустите модель по воде.