Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
10.06.2015 15:23
Лодку, катер, яхту своими руками, советы и чертежи
Катер-дощаник
Основные данные
Длина наибольшая - 6,0 м
Ширина по палубе - 1,9 м
скуле - 1,5 м
Высота борта в носу - 1,1 м
корме- 0,85 м
Вес - 400 кг
Грузоподъемность - 800 кг
Осадка при полной нагрузке - 0,45 м
Плоскодонный катер-дощаник - один из самых дешевых и простых в постройке
судов. Он прочен и неприхотлив в эксплуатации,
экономичен, малочувствителен к перегрузкам, хотя и сравнительно
тихоходен.
Конструкция его корпуса очень проста (рис. 242). Все заготовки могут
быть сделаны вручную из дюймовых досок, толщина которых после
прострагивания с обеих сторон должна уменьшиться до 20-22 мм. В пазах
обшивки такой толщины хорошо держится конопатка.
Применение более тонких досок потребует установки реек по пазам и
усложнит конструкцию набора.
Днище обшивают досками, расположенными поперек корпуса. Преимущества
поперечной обшивки перед обычной продольной обшивкой были рассмотрены на
стр. 127. Если днище из поперечных досок хорошо прострогать и
прошпаклевать, разницы в ходкости с судном, у которого днище набрано из
продольных досок, не будет.
Борта катера выполнены с развалом наружу по всей длине (рис. 243),
как на знаменитых рыбачьих "дори", на которых канадские рыбаки не боятся
выходить в океан на Ньюфаундлендскую банку. Благодаря тому, что при
крене ширина погруженной части катера увеличивается, он гораздо труднее
перевертывается и заливается водой, чем при вертикальных бортах. В корме
днище имеет подъем к ватерлинии, что способствует более плавному
обтеканию корпуса водой; такой же подъем в носу сделан для улучшения
поворотливости катера. Киль, переходящий в невысокий плавник в корме,
будет препятствовать дрейфу плоскодонного корпуса при боковом ветре. Все
этиособенности для плоскодонок любых размеров
очень важны.
Рис. 242. Общее расположение катера-дощаника.
1 .- рундук; 2 - топливный бак емкостью 30 л; 3 - двигатель
СМ-557Л; 4 - бортовой обвес; 5 - штурвал;6 -
шкаф; 7 - койка; 8 - банка кокпита.
Для сборки корпуса надо заготовить скуловые и привальные брусья, киль
и форштевень, собрать транец и четыре лекала (рис. 244, табл. 23).
Транец собирают из нескольких досок, так чтобы слои дерева шли
горизонтально. Покон-туру транца, отступая от кромки на 20 мм, ставят на
шурупах планки (обвязку) для крепления к ним в дальнейшем концов досок
обшивки. В углах всех лекал и транца делают вырезы для прохода скуловых
и привальных брусьев, а посредине днищевых планок - для прохода киля.
Подобные вырезы нужно сделать и в форштевне. Работы ведут в той же
последовательности, что и при постройке описанной выше лодки "Скиф".
Таблица 23Размеры транца и лекал
катера-дощаника, мм
Рис. 246. Общий вид катерас рубкой.
Проще собирать корпус вверх килем. Стапель лучше всего изготовить из
двух толстых брусьев длиной по 6 м с простроганной прямолинейной
кромкой. Брусья надо установить параллельно на расстоянии 600 мм один от
другого строгаными кромками вверх (рис. 245).
Первым устанавливают крайний к палубе (верхний) бортовой пояс. Доску
прикладывают к борту, временно прикрепляют и причерчивают. Затем доску
снимают, обрабатывают и снова ставят на место. Самое узкое место пояса
не должно быть уже 100 мм. Подобным же образом подгоняют и скуловой пояс
борта.
Доски этих двух поясьев на обоих бортах окончательно крепят к форштевню
и обвязке транца шурупами 5 X 50 по 2-3 шурупа в доску. К лекалам доски
временно крепят гвоздями через бруски или кусочки фанеры; впоследствии
их выкалывают из-под шляпок, а гвозди вытаскивают. К скуловым и
привальным брусьям доски крепят через 50-70 мм шурупами 4x40 или
гвоздями (с двойным загибом либо с расклепыванием выступающего конца на
шайбе, см. стр. 33).
Средние поясья бортов причерчивают по кромкам уже поставленных поясьев,
придерживаясь сделанной ранее разметки. После установки всех досок их
носовые концы срезают вровень с форштевнем и накладывают на него (на
шурупах) водорез, желательно из дуба.
Днище набирают из коротких, тщательно простроганных по кромкам досок
шириной 100-150 мм.
Корпус с каждого борта подкрепляют восемью шпангоутами 5 (см. рис. 243).
Их устанавливают в обшитый корпус, не вынимая лекал.
Строго определенным должно быть положение по длине только трех
шпангоутов: в корме, на расстоянии 800 мм (см. рис. 242) от транца, на
переборке каюты и в носу, на расстоянии 900 мм от форштевня. Остальные
шпангоуты распределяют равномерно, так чтобы расстояние между ними не
превышало 700 мм. В случае применения более тонкой обшивки, чем было
указано, число шпангоутов придется увеличить, а по пазам поставить
изнутри корпуса продольные рейки. Рейки ставят до монтажа шпангоутов,
которые затем нарезают. Каждая рейка должна быть склепана с кромками
обоих смежных поясьев. Каждый шпангоут подгоняют по месту; в нем делают
вырезы для привального и скулового брусьев, а также для карленгсов
кокпита и рубки.
Рис. 247. Открытый вариант катера -дощаника -
рабочая лодка.
Таблица 24 Размеры элементов гребного винта, мм
При установке палубы и крыши рубки, на привальные брусья и шельфы
нарезают бимсы. В вырезы шпангоутов по бортам от рубки укладывают и
крепят шурупами 5x50 мм карленгсы 9, на которые опираются бортовые части
палубы и фанерные комингсы рубки. Увеличивать высоту рубки больше
заданной чертежом не следует. По мере монтажа палубы и рубки корпус
будет приобретать необходимую жесткость, и лекала могут быть сняты.
Внутреннее оборудование: койки, шкафчики, рундуки в кокпите - делается
обычно по вкусу строителя (рис. 246). Главное условие при этом-
выполнить его не слишком тяжелым, обеспечить вентиляцию обшивки и доступ
к любому ее месту для ремонта и окраски.
Катер может быть построен и без каюты. Получится удобная рабочая лодка
(рис. 247).
Корпус катера в обоих вариантах позволяет установить двигатель мощностью
от 6 до 30 л. с. При минимальной мощности скорость катера составит около
11 км/час, при 30 л. с. - около 20 км/час. Наиболее экономично
эксплуатируется катер с четырехтактным двигателем при 2000 об/мин на
гребном валу. Например, с двигателем JI-6 будет расходоваться около 20 л
горючего на 100 км пути, а с двигателем от автомобиля "Москвич" - втрое
больше. Можно использовать и подвесные моторы при условии изготовления
специального гребного винта с уменьшенным шагом. Характеристики гребных
винтов для некоторых стационарных двигателей приведены в табл. 24.
Фундамент под стационарный двигатель изготовляют из двух поставленных на
ребро досок толщиной 40-60 мм и длиной около 800 мм каждая. Носовые
концы этих досок нужно привязать к переборке (например, на металлических
угольниках); нижнюю кромку досок - причертить по днищу, верхнюю -
обработать под угол установки двигателя.