Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
24.02.2015 20:20
Нет ничего проще колеса, модели на колесах, создай
свою движущую модель
Ролик задает маршрут
И такой способ управления моделью тоже хорошо известен. Только
вначале предлагаем познакомиться с одним из возможных и широко
применяемых юными моделистами способом изготовления самой модели. На
рисунке 112 показаны контуры деталей кузова автомобиля, наложенные на
квадратную сетку с ячейкой 20X20 мм. Сначала изготовим эти детали.
Возьмите лист плотного картона. Карандашом нанесите на него сетку, а
затем тщательно перенесите контуры всех деталей с рисунка на картон.
Учтите: деталей 1, 2 и 3 нужно будет заготовить по две - они пойдут на
правый и левый борта модели. Для рамок переднего и заднего стекол нужно
будет вырезать две одинаковые детали 8, а вот деталей 5 заготовьте сразу
восемь - из них надо будет склеить два бампера. Каждую деталь аккуратно
вырежьте острыми ножницами по контуру.
Рис. 112. Контуры деталей кузова автомобиля
Сделаем так, чтобы модель выглядела красиво. Для этого используем
склонность картона к короблению - свойство, обычно доставляющее одни
лишь неприятности. Заготовки 1 (их нужно вырезать две, в зеркальном
отражении), 6, 7, 8, 9, 11 и 12 положите на плоскую стальную болванку и
последовательно, начиная от центра заготовки и далее по спирали к краям,
аккуратно отбейте короткими и частыми ударами молотка. Картонные
заготовки постепенно примут слегка выпуклую форму. Приборный щиток 10-
единственная деталь кузова, которая избежит этой операции. Чтобы ее
перегнуть, лезвием бритвы осторожно сделайте надрез на половину толщины
картона.
Теперь можно приступать к склейке кузова. Пользуйтесь клеем БФ-2 или ПВА.
Узкие картонные полоски 2 наклейте на борта модели с внешней стороны, а
заготовки внутренних стенок салона 3- изнутри, тщательно совместив
соответствующие углы. Остальные детали кузова приклеиваются к бортам в
такой последовательности: сначала - крыша 9 салона, потом - рамки
переднего и заднего стекла 8, далее - капоты.7, 11, передняя и задняя
стенки 6, 12 и, наконец, приборный щиток 10. Склеивание производите
встык. Для дополнительной прочности с внутренней стороны по линиям
склейки приклейте узкие бумажные полоски. Дайте клею просохнуть.
Еще одна необходимая операция - тщательная зачистка швов между деталями
и отделка наружной поверхности кузова. Для этого понадобится
нитрокраска, неразведенная и разведенная растворителем. Порядок отделки
следующий: отшлифуйте стыки наждачной бумагой средней зернистости,
зашпаклюйте всю наружную поверхность кузова неразведенной краской и
дайте ей просохнуть. Затем еще раз отшлифуйте кузов прямо по краске, но
теперь уже наждачной бумагой мелкой зернистости, окрасьте его
разведенной краской и, дав ей просохнуть, отполируйте поверхность жидкой
пастой ГОИ, предварительно разведенной керосином. Для улучшения внешнего
вида окрасьте кузов еще раз обычной разведенной нитрокраской.
С помощью краски того же цвета наклейте на кузов радиаторную решетку,
бамперы, фары, подфарники, ручки, стоп-сигналы и сигналы поворотных
огней.
Для изготовления рамы ходовой части (деталь 4) потребуется фанера
толщиной 4 мм. Начертите на ней сетку и перенесите с рисунка контуры.
Лобзиком аккуратно выпилите деталь. Напильником, а затем наждачной
бумагой выровняйте края. На рисунке 113 показана "начинка" модели.
Познакомимся с работой запоминающего устройства. Вначале обратите
внимание на привод.
Электрический двигатель связан с задними колесами без понижающего
редуктора (как говорят механики, напрямую). На вал двигателя надета
резиновая трубка, образующая фрикционную пару с резиновым колесом. Тем
же способом с колесами напрямую связан еще один приводный вал. Он
передает вращение посредством резинового пассика на ролик. Нетрудно
догадаться, что частота вращения ролика в несколько раз меньше частоты
вращения колеса (ведь соотношение это зависит только от их диаметров).
На верхней стороне имеются штыри - подойдут обычные гвозди. Забиты они
не где попало, а в строго определенных местах. При вращении ролика
гвоздь подойдет к рычагу и надавит на него. Рычаг повернется на
некоторый угол, передвинет рулевую пластинку и повернет передние колеса.
Другой гвоздь, вбитый ближе или дальше от оси вращения ролика, может
повернуть модель на меньший или больший угол или снова вынудить ее
двигаться по прямой. Таким способом модель можно "научить" ездить по
кругу, эллипсу, восьмерке или даже более извилистой трассе.
Рис. 113. "Начинка" модели.
Ролик при этом служит как бы своеобразной "перфокартой", на
которой штырями "записана" траектория движения модели. Ролику можно
придать сходство с ножом-сеткой мясорубки, насверлив в нем отверстия
одинакового диаметра, в которые затем можно вставлять винты, тем самым
задавая модели различные маршруты. Конечно, в этом случае ролик следует
выточить на токарном станке из металла - лучше всего из сплава алюминия.
На рисунке не приведены конкретные размеры деталей - их придется
подбирать опытным путем. Сделать это будет несложно: ведь размеры рамы,
габариты салона, электрического двигателя и плоской батарейки известны.
Пластины и кронштейн советуем вырезать из дюралюминиевого листа толщиной
2 мм, а оси и валы изготовить из стальной проволоки диаметром 3 мм.