Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
24.02.2015 18:18
Авиамоделизм,
конструкции моделей без привязи
Модель вертикального взлета
Эта модель (рис. 94) собрана из тоненьких проволочек и папиросной
бумаги. И хотя она не имеет двигателя, может самостоятельно взлетать,
зависать, как вертолет, и плавно приземляться.
Автор модели - свердловский школьник В. Чистов. Интересна процедура
запуска этой необычной модели. К пылесосу подсоединяют шланг, а к нему -
прямоугольную коробочку. На коробочке, словно на игрушечном паровозике,
установлены две высокие трубы. На них-то и укладывают эту модель,
очертаниями напоминающую истребитель МИГ-21. Включают тумблер пылесоса.
И вот самолетик дрогнул, поплыл плавно вверх, словно его подхватила
невидимая сила.
Прежде чем познакомиться с физической сущностью явления, которое
использовал автор модели, предлагаем проделать два простых опыта.
Один из них проведите в ванной комнате. Наполните ванну более чем
наполовину водой. В струю воды, вытекающую из крана, бросьте шарик от
настольного тенниса. Легкий шарик не всплывет, как следовало бы ожидать,
а погрузится в воду. Струя воды будет топить его, не выпускать из своих
цепких объятий.
Другой опыт еще проще. Возьмите короткую трубку с воронкой на конце.Положите в воронку тот же шарик и подуйте в трубку. Шарик взлетит
над горловиной, да так и будет висеть, пока у вас хватит воздуха в
легких.
Рис. 94. Модель вертикального взлета.
Оба опыта раскрывают сущность физического явления, объясненного в
свое время Д. Бернулли. Чтобы лучше его уяснить, обратимся к рисунку 89.
Воздушная или водяная струя (неважно, какая среда) обтекает шарик
(положения а, б, в). По закону Бернулли известно, что в тех местах, где
скорость потока ниже, давление больше, и наоборот. Самой высокой
скоростью в нашем случае обладают частицы в центральной части потока, на
краях она меньше, поскольку поток там подтормаживают неподвижные частицы
среды, окружающие струю. Следовательно, давление во внешней части потока
больше, чем в центре. Вот и получается, что шарик находится словно в
лунке - стоит ему невзначай отклониться от центра, как возрастающая
боковая сила давления возвращает его назад.
А теперь вернемся к модели истребителя. На фюзеляже размещены две
сферические кабины пилотов. Вся хитрость именно в них. Струи сжатого
воздуха ударяют в эти сферические поверхности и, как в опытах с
целлулоидным шариком, приподнимают модель.
Правда, устойчивое положение имеет тело, которое опирается на три точки,
а на модели их вроде бы только две. Между тем самолет в воздухе не
опрокидывается. Третью точку опоры сразу и не заметишь. Но она у модели
есть. Вспомним запуск воздушного змея-парашюта. Если в купол его
направить несколько очень сильных струй воздуха от мощных вентиляторов,
то он взлетит вверх. Так вот, роль такого парашюта, а стало быть, и
третьей точки опоры выполняет узкая, оклеенная папиросной бумагой
верхняя рамка фюзеляжа.
Предлагаем вам поэкспериментировать с описываемой моделью. Размеры ее
любой, даже начинающий, моделист может выбрать по своему вкусу. Но
прежде чем браться за изготовление, советуем поразмыслить над своей
конструкцией. В том варианте, о котором мы рассказали, модель может
только подниматься и парить в воздухе. А нельзя ли научить ее еще и
летать? Словом, поле деятельности перед вами открывается тут широкое.