Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
02.03.2015 21:45
Авиамоделирование, создание моделей
самолетов, обработка дерева, металлов, пластмасс и других материалов,
окраска моделей
Склеивание
Склеиванием называется соединение деталей путем нанесения на
прилегающие поверхности слоя клеящего вещества, которое по затвердевании
соединяет их.
Способность клеящего вещества - клея - прочно соединяться с поверхностью
детали называется адгезией.
Соединение деревянных деталей склеиванием широко применяется в
моделировании. При хорошей склейке получается шов, не уступающий в
прочности целому материалу. Прочность клеевого соединения обеспечивается
силами сцепления затвердевшего клея с поверхностью древесины и отчасти
впитыванием клея в поры. Наибольшая прочность склейки получается при
толщине клеевого шва около 0,1 мм.
Различают склеивание вдоль волокна, поперек и в торец. Первые два вида
склейки дают хорошие результаты, склейка в торец прочного шва не дает, и
ее не следует применять.
Так как древесина подвержена короблению, то не следует применять для
склейки массивные бруски. Обычно набирают мелкие бруски и доски до
необходимого размера заготовки и склеивают их, как показано на рис. 56.
Рис. 56. Склеивание заготовок
Рис. 57. Инструменты и приспособления для
сжимания склеиваемых деталей
Рис. 58. Использование булавок для пришпиливания
деталей при склейке
Для получения высокого качества склейки заготовке дают просохнуть и
выдерживают ее в сухом помещении (табл. 3), чтобы исключить коробление
детали после обработки.
Во время склеивания нужно строго следить за тем, чтобы на поверхности,
подготовленные к склейке, не попадали пыль и грязь. Подготовленные
поверхности не следует трогать руками, в особенности потными и жирными.
Склеиваемые поверхности должны быть хорошо пригнаны друг к другу, так
как при больших зазорах между склеиваемыми поверхностями из-за усадки
клея в шве возникают большие напряжения или пустоты, ослабляющие место
склейки. Для большей прочности склейки, лучшего прилегания и получения
минимальной толщины шва склеиваемые детали после нанесения клея сжимают
струбцинами (рис. 57) или специальными приспособлениями - ваймами.
В моделировании часто приходится склеивать мелкие детали, которые удобно
прижимать пружинящими, бельевыми или конторскими зажимами. Если готовых
зажимов нет, их нетрудно изготовить самому.
Во время сборки летающих моделей, выполненных из бальзы, мелкие детали
пришпиливают друг к другу швейными булавками (рис. 58).
После высыхания булавки вынимают, небольшие отверстия, оставшиеся от
булавок, не являются помехой. Если бальзу слегка смочить водой в этих
местах, то отверстия затягиваются.