Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
05.03.2015 19:29
Авиамоделирование, создание моделей
самолетов, обработка дерева, металлов, пластмасс и других материалов,
окраска моделей
Клепка
Для соединения разнородных материалов, например металла с деревом, а
также если другие соединения невозможны по конструктивным соображениям,
в практике моделизма применяются заклепочные соединения.
Расположение заклепок в шве может быть однорядным, двухрядным и
многорядным. В последних случаях заклепки ставят в шахматном порядке.
По форме головок различают три основных вида заклепок — с полукруглыми,
плоскими и потайными головками. Кроме того, применяются еще и трубчатые
заклепки (пистоны). Стандартные диаметры заклепок до постановки таковы,
мм: 2,0; 2,3; 2,6; 3,0; 3,5; 4,0; 5,0; 6,0.
Схема заклепочных соединений показаны на рис. 104, последовательность
операций и заклепка — на рис. 105.
Длину заклепки принимают равной толщине склепываемого пакета плюс 1,5
диаметра заклепки для образования замыкающей головки.
При постановке заклепок придерживаются следующего порядка: размечают
центры отверстии под заклепки, затем соединяемые листы плотно прижимают
друг к другу и сверлят отверстия, диаметр которых должен быть на 0,1 мм
больше диаметра заклепки;
Рис. 105. Последовательность операций при
постановке заклепок
вставляют заклепку и, поддерживая снизу готовую головку, ударами
молотка обжимают материал вокруг заклепки специальной натяжкой,
представляющей собой круглый стержень с просверленным в его торце
отверстием, диаметр которого несколько больше диаметра заклепки. Натяжка
создает более тесное прилегание склепываемых деталей или листов друг к
другу. В особенности это важно в случае соединения дерева с металлом;
поддерживая снизу готовую головку заклепки массивной поддержкой,
равномерно расклепывают свободный конец ножки заклепки молотком,
стараясь придать ему форму бочонка. Окончательную форму замыкающей
головке придают с помощью стальной обжимки, на конце которой имеется
углубление, соответствующее форме головки.
Полукруглую обжимку можно сделать следующим образом. Придав отрезку
прутковой стали форму, показанную на рис. 106, засверливают в его торце
отверстие, по диаметру и глубине равное головке заклепки. Затем,
подобрав стальной шарик подходящего диаметра, кладут его на чугунную
плиту, накладывают на него отверстием заготовленный стержень и сильным
ударом молотка вдавливают шарик внутрь отверстия. При этом шарик
оставляет внутри оправки гладкий отпечаток и выравнивает след от конца
сверла. Затем конец стержня заправляют и калят с последующим отпуском до
желтого цвета.
Если заклепок нет, то их можно изготовить самому из латунной, медной или
алюминиевой проволоки. Приспособление для изготовления заклепок и
примеры заклепочных соединений показаны на рис. 107.
Рис. 106. Обжимки и приспособление для
изготовления заклепок
Соединение дерева с металлом заклепками успешно применяют для
крепления узлов крыльев на тяжелых летающих моделях, опор управления и
т. д. Можно рекомендовать способ приклепывания металлических креплений к
фанере с последующим приклеиванием ее к деревянному каркасу.
При соединении дерева с металлом под головку заклепки необходимо
подкладывать шайбу, чтобы предотвратить чрезмерное смятие древесины от
ударов при установке заклепки.
Рис. 107 Заклепочные соединения в моделях
Постановка трубчатых заклепок заключается в развальцовке кернером или
специальным бородком свободного конца трубки-пистона.