Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
05.03.2015 21:26
Авиамоделирование, создание моделей
самолетов, обработка дерева, металлов, пластмасс и других материалов,
окраска моделей
Резина, обработка резины
В авиамоделизме применяют резину из натурального и синтетического
каучука - сырую для формования, а вулканизированную в виде
полуфабрикатов (листов, ленты и нитей).
Специальная авиамодельная резина для моторов летающих моделей (резиномоторная)
выпускается промышленностью из лучших сортов натурального каучука в виде
лент размером 1X1, 1X3, 1X4, 1X5, 1X6 мм, а также круглого сечения
диаметром 1,2-1,8 мм. Основной характеристикой этой резины является
удельная энергия. Удельная энергия - это работа, которую может выполнить
1 кг резины при своем раскручивании. Удельная энергия лучших сортов
резины достигает 650 кгс-м/кг.
Относительное удлинение такой резины: 6:7, плотность около 1 г/см3. С
течением времени резина стареет, то есть теряет свою эластичность.
Высыхание и длительное пребывание на солнечном свету оказывают вредное
действие на резину, поэтому хранить ее нужно в темном прохладном месте.
Чувствительность резины к условиям хранения и эксплуатации заставляет
очень бережно и внимательно относиться к резине резиномоторов. Хранить,
а также перевозить на соревнования резину следует в закрытой стеклянной
или металлической банке. При укладке в банку резину нужно пересыпать
тальком.
Для формования изделий применяют сырую резину мягких марок 3701, 3311,
полумягких - 56, 3949, 2462 и твердых - 3825, 4004, а также
маслобензостойких марок 2961 и 3109.
Обработка резины. Из твердой вулканизированной резины можно изготовлять
детали методом точения. Так как резцу резина поддается плохо, ее
обрабатывают абразивами - камнями и крупной шкуркой. Так, например, для
изготовления покрышки колеса кусок толстой вулканизированной резины
прикрепляют шурупами к деревянной болванке, зажатой в патроне токарного
станка (рис. 131), и прорезают ножевидным резцом внутренний и внешний
контуры колеса. Затем полученное резиновое кольцо снимают, надевают на
деревянную оправку и, переводя станок на большие обороты, грубой шкуркой
придают кольцу необходимый профиль.
Такие баллоны можно применять и для музейных моделей, но сходство их с
натуральными неполное, так как поверхность остается шероховатой.
Значительно лучшего качества получаются баллоны, изготовленные способом
вулканизации.
Для получения колес, баллонов, ручек и других подобных изделий применяют
способ формования сырой резины в металлических пресс-формах с
последующей вулканизацией.
Формование и вулканизация резиновых баллонов для радиоуправляемой
модели. Пресс-форму вытачивают из дюралюминия. Применять латунь и медь
нельзя, так как резина прочно приваривается к этим металлам, форма
заостряется, а изделие портится.
Рис. 131. Обработка резины на токарном станке
Материалом для изготовления баллона из резины способом вулканизации
служит <сырая> резиновая смесь 3311, а также 56 и 2462. Для литых
непустотелых баллонов можно применять любую сырую резину.
Последовательность операций при изготовлении литых изделий из резины
следующая. Сырую резину укладывают в одну из половинок пресс-формы с
таким расчетом, чтобы ее объема с некоторым избытком хватило на
заполнение второй половинки пресс-формы. Затем половинки пресс-формы
складывают, предварительно обжимают под винтовым прессом или в тисках и
подогревают до температуры 100-140° С. Резиновая смесь при этом
размягчается и приобретает текучесть. После этого пресс-форму дожимают
струбциной и в таком виде кладут в муфельную печь с температурой
140-143° С.
При этой температуре в сырой резине происходит химический процесс,
называемый вулканизацией.
Вулканизацией придают резине способность удерживать форму и сохранять
постоянство физико-механических качеств. Время нагрева колеблется от 30
до 40 мин. После вулканизации пресс-форму со струбциной охлаждают и
вынимают баллон. Правильно вулканизированная резина должна быть
эластичной и упругой. Если покрышка или литой баллон при растягивании их
руками плохо восстанавливают свою форму или заметно липнут к рукам, это
значит, что вулканизация не доведена до конца. Если резина, вытянутая из
пресс-формы, оказалась жесткой и хрупкой, то это указывает на слишком
высокую температуру в печи или излишнее время вулканизации.
Изготовленные таким способом покрышки мало отличаются по виду и
свойствам от фирменных колес.
Иногда в деталях получаются пустоты - раковины или слишком толстый облой.
Этот недостаток можно ликвидировать, сделав в краях формы канавки
сечением 3X5 мм для выхода излишков резины, а в местах скопления воздуха
- сечением 1X 1 мм.
Образец формы и приемы формования шин (баллонов) для колеса летающей
модели показаны на рис. 132.
Отливка из легкоплавких металлов в резиновые формы. При музейном и
стендовом моделировании иногда возникает необходимость сделать в
нескольких экземплярах фигурку человека, оружия или иных сложных
деталей. Их можно отлить из легкоплавкого металла, например, сплав Вуда
(см. табл. 9) в форму, полученную из самовулканизирующегося на воздухе
герметика, например, ВГО, или других двухкомпонентных резиновых смесей.
Для этого детали обмазывают герметиком довольно толстым слоем (5-8 мм),
дают ему затвердеть, а затем разрезают лезвием безопасной бритвы так,
чтобы герметик снялся в виде скорлупы. Сделав метики и выпарники,
полученную форму связывают тонкой мягкой проволокой, например медной, и
заливают через литник легкоплавкий металл. После затвердевания проволоку
снимают, упругую скорлупу разворачивают и вынимают деталь. В случае
необходимости делают повторные отливки.
Рис. 132. Формование резиновых шин
Окраску поверхности резиновых изделий производят эластичными
красками. Применять для этого нитроэмали, масляные эмали и другие
неспециальные краски не рекомендуется. Изделие, окрашенное
неспециальными красками, приобретает на непродолжительное время яркий
вид, но после высыхания краски теряет эластичность, при растяжении
трескается вместе с поверхностным слоем резины, что непоправимо его
портит.
Окрашивать и лакировать поверхность изделий из резины можно красками,
применяемыми для резиновых игрушек.