Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
07.03.2015 14:04
Авиамоделирование, создание моделей
самолетов, обработка дерева, металлов, пластмасс и других материалов,
окраска моделей
Фюзеляж летающей модели с фанерными шпангоутами
Фюзеляж летающей модели с фанерными шпангоутами можно собирать без
стапеля и на стапеле.
Сборка без стапеля (рис. 146) производится в следующем порядке.
Шпангоуты раскладывают на чертеже по порядку и нумеруют их, идя от носа
к хвосту модели. На стрингерах размечают мягким карандашом места
шпангоутов. Два соседних шпангоута, расположенных в середине модели,
приматывают нитками без клея к стрингерам. Получив таким образом основу
фюзеляжа, приматывают последовательно все шпангоуты носовой части
фюзеляжа, а затем хвостовой. Выровняв стрингеры и шпангоуты, места
стыков смазывают клеем,' а затем фюзеляж подвешивают в вертикальном
положении для просыхания клея. Подогнав переднюю и заднюю бобышки, их
вклеивают на места, после чего можно поставить раскосы, крепления и
другие детали.
При такой сборке фюзеляж легко может быть перекошен в момент закрепления
носовой и хвостовой бобышек, поэтому необходимо особенно тщательно
проверить его после вклеивания бобышек.
Рис. 146. Сборка фюзеляжа с выпиленными
шпангоутами без стапеля
Раскосы и детали усиления надо ставить и подгонять так, чтобы они
садились свободно и удерживались только клеем.
Постановка раскосов с усилием <в распор> вызывает искривление фюзеляжа.
Сборка фюзеляжей со шпангоутами из бальзы, шпона и переклейки
производится в такой же последовательности и таким же способом, как и
фюзеляжей с фанерными шпангоутами без стапеля. Большая жесткость таких
шпангоутов в этом случае обеспечивает более точную сборку фюзеляжа.
Сборка на стапеле. Назначение стапеля - дать возможность точно
установить шпангоуты и стрингеры перед склейкой и удерживать их в таком
положении до полного просыхания клея.
Проще всего собирать на стапеле фюзеляжи с фанерными и бальзовыми
шпангоутами. Для этого шпангоуты имеют в средней, невырезанной части
точно размеченные отверстия по размеру стапельного бруска (рис. 147).
Стапель должен быть достаточно жестким, чтобы изгиб стрингеров не
вызывал его деформаций.
При этом методе сборку фюзеляжей начинают с того, что шпангоуты
нанизывают на стапель и закрепляют на местах, соответствующих разметке
по чертежу. Затем в гнезда укладывают стрингеры, притягивают их ниткой
(или пришпиливают тонкими булавками) и закрепляют на шпангоутах каплями
клея.
После высыхания клея перемычки на шпангоутах подрезают, освобождают от
них стапель и вынимают его из фюзеляжа. В тех случаях, когда стапель
нельзя вынуть через передний или задний шпангоут, его распиливают и
вынимают по частям.
Раскосы и детали усиления конструкции нужно устанавливать на фюзеляже до
снятия его со стапеля.
Рис. 146. Сборка фюзеляжа с выпиленными
шпангоутами без стапеля
Подмоторные рамы, носовые и хвостовые бобышки надо особенно внимательно
закреплять и аккуратно подгонять. При несимметричном закреплении
стрингеров в бобышках получается перекос всего фюзеляжа, а при
неудовлетворительной проклейке соединений бобышка под действием усилия
от резиномотора или при грубой посадке будет сорвана со своего места,
что может привести к серьезной аварии. Чтобы усилить носовую часть
летающей модели, передние шпангоуты делают толще, а места стыков со
стрингерами усиливают кницами, оклеивают тонкой фанерой или тканью и
обматывают нитками с клеем. Таким же способом закрепляют и хвостовую
бобышку.
После того как стапель снят, носовую часть фюзеляжа можно оклеить
плотной бумагой или бальзой.