Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
07.03.2015 14:02
Авиамоделирование, создание моделей
самолетов, обработка дерева, металлов, пластмасс и других материалов,
окраска моделей
Фюзеляжи скорлупного типа
Фюзеляжи скорлупного типа (монокок) выклеиваются из бумаги,
синтетических тканей, стеклотканей, углеволокна, стружки или шпона
легких пород дерева, бальзы и липы на болванках. Часто встречаются
комбинированные конструкции, в которых выклеенными являются отдельные
части модели, например,передняя часть
фюзеляжа, где расположен резиномотор, хвостовые балки, носовые части,
капоты (рис. 148).
Рис. 148. Применение выклеенных деталей
Для изготовления фюзеляжа подготовляют деревянные болванки нужной
формы и покрывают их лаком. Для того чтобы последующие слои бумаги или
стружки, образующие скорлупу, не приклеивались к болванке, ее обертывают
сплошным слоем тонкой увлажненной бумаги. Бумаге дают присохнуть, шпон,
стружку, ткань или бумагу режут на узкие полоски и, слегка смазав клеем,
винтообразно обертывают ими болванку (рис. 149). Далее технология
изготовления описывается применительно к стружке.
Последующие витки стружки наматывают вплотную к предыдущим так, чтобы
просветы между ними были как можно меньше. Последний виток требует
индивидуальной прирезки по месту.
Окончив наклеивание первого слоя, сразу же приступают к наклеиванию
второго слоя. Задержка в наклеивании может вызвать коробление и
растрескивание первого слоя.
Второй слой наклеивают под углом 45° к первому в обратном направлении,
каждую полоску хорошо промазывают горячим столярным клеем и плотно
прижимают к поверхности первого слоя. Образовавшиеся сгустки клея под
стружкой нужно раскатывать ручкой стамески.
После нанесения второго слоя скорлупу сушат, зачищают шкуркой № 80 или
100 и приступают к наклеиванию последующих слоев, чередуя направление
витков и следя за тем, чтобы стыки располагались в шахматном порядке.
После нанесения каждого последующего слоя скорлупу надо просушивать, для
того чтобы ее не покоробило после снятия с болванки, и затемшкурить. Количество слоев определяется в зависимости от требуемой
толщины, прочности и допускаемой массы.
Перед тем как готовую скорлупу снять с болванки, ее грунтуют и
предварительно окрашивают. Иногда форма позволяет снять скорлупу, не
разрезая ее. Если же скорлупу нельзя снять без разреза (например,
обтекатель колеса или поплавок), ее разрезают, снимают с болванки и
склеивают тонкой ленточкой изнутри и снаружи.
Рис. 149. Выклеивание деталей типа монокок
Рис. 150. Схема получения композитной корки в
гипсовой форме под вакуумом
Изготовленные таким образом фюзеляжи обладают большой прочностью,
хорошо лакируются и полируются.
Выклейка скорлупы из бумаги или ткани производится таким же способом,
как из стружки. Отличные результаты дает применение эпоксидного клея.
Части фюзеляжа цилиндрической или конической формы можно сделать из
фанеры толщиной 0,5-1 мм. Для этого фанеру, выкроенную по развертке
детали с припуском на швы, размачивают в кипятке, сгибают по болванке и
забинтовывают марлевым бинтом или текстильной лентой. Нужно следить за
тем, чтобы не было узлов на ленте, так как они могут оставить следы на
фанере. Изготовленную таким образом трубку сушат, затем подгоняют шов,
подкладывают под него полоску фанеры и заклеивают, вновь забинтовав на
болванке. После просыхания трубку зачищают и шкурят.
Появление тонких (диаметром 0,02 и 0,05 мм) особопроч-ных технических
волокон и тканей из стекла, углеволокна и типа кевлар дали возможность
моделистам создавать очень прочные тонкостенные конструкции фюзеляжей,
обшивки крыльев, капотов и крыльев. Особенно изящными и легкими
получаются модели современных сверхзвуковых самолетов и планеров.
Достаточно четко обрисовалась и технология их применения в мелкосерийном
производстве. Для изготовления оболочки типа фюзеляж изготовляют
болванку, тщательно отделывают, покрывают водостойкой эмалью или лаком,
затем формуют в гипсе в последовательности, показанной на рис. 150.
Полученные формы просушивают, смазывают раствором оргстекла
в дихлорэтане или мастикой типа <Эдельвакс> и в них выкладывают ткань из
желаемого материала, пропитанную эпоксидным клеем.
Стеклоткань, пропитанную парафином, следует прокалить в муфельной печи
или на электроплите до полного испарения парафина. Если этого не сделать,
корка будет заметно менее прочной. По первому слою ткани можно сразу
устраивать последующие для большей прочности. Волокна желательно
укладывать под углом 45° к предыдущим, тщательно прикатывая и прижимая
вращающимся валиком, насаженным на рукоятку. Воздушные или смоляные
пузыри в случае появления надо проколоть шилом и выпустить воздух или
смолу. После укладки последнего слоя сверху следует уложить
полиэтиленовую пленку с таким расчетом, чтобы она значительно перекрыла
края облоя, а затем всю форму заключить в целлофановый или резиновый
мешок и откачать из него воздух при помощи компрессора, который
предварительно перестроить на разрежение.
Атмосферное давление воздуха равномерно придавливает композитный
слой к поверхности формы. Под разрежением форму надо держать несколько
часов до полного отверждения корки. Прекратив отсос, снять вакуумный
мешок, осторожно вынуть корку и после разметки обрезать облой. В этой же
форме можно получить корку, армированную пенопластом (рис. 151).
Армирование делает корку более устойчивой к повреждениям и жесткой (рис.
152).
Рис. 151. Процесс формования корок в гипсовых
формах
Рис. 152. Готовые корки фюзеляжей моделей
кроссовых радиоуправляемыхпланеров
Слабым местом всех скорлупных фюзеляжей являются кромки, которые
легко расщепляются. Поэтому их необходимо закреплять текстильной лентой.
Фюзеляжи летающих моделей-копий обычно значительно сложнее по
конструкции, но все элементы и методы сборки их остаются теми же.