Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
09.03.2015 11:43
Авиамоделирование, создание моделей
самолетов, обработка дерева, металлов, пластмасс и других материалов,
окраска моделей
Мотоустановки на летающих моделях-копиях
Мотоустановки моделей с поршневыми двигателями состоят из мотора,
глушителя, подмоторной рамы, системы питания и управления.
Наши авиамоделисты в основном применяют моторы отечественного
производства:
Двигатели Объем, см1
Компрессионные
MK-I7 Юниор 1,5
МАРЗ-2.5Д 2,5
Калильные
ЦСТКАМ-2,5 КР с резонансной трубой 2,5
МДС-3,5 КР 2У-С 3,5
МДС-6,5 КР2У-С 3,5
МДС-6,5 КР2У-С 6,5
Радуга 10 10
Используются и другие моторы, основные размеры которых даны на рис.
158-160.
Запальные свечи авиамодельных двигателей имеют резьбу 'Д дюйма, что
соответствует следующим метрическим размерам: диаметр 6,33 мм, шаг 0,85
мм.
Разборку мотора и его агрегатов, а также ввинчивание и вывинчивание
свечей следует делать только соответствующими ключами, приложенными к
двигателям. Применение щипцового инструмента для отвертывания гаек и
болтов приводит к порче деталей.
На рис. 161 показаны операции, которые необходимо произвести для
испытания калильного двигателя перед установкой на модель.
Рис. 163. Топливные бачки летающих моделей:изготовление бачков; б - принадлежности для заправки; в -
устройство для заправки
Система питания двигателей состоит из бачка топливопровода и
карбюратора (рис. 162). От надежной и правильно выбранной конструкции
схемы питания, а также ее практического исполнения зависит успех
полетов. К каждому из видов моделей предъявляются специфические
требования. Так, при выборе схемы подачи топлива для кордовых и
пилотажных всегда необходимо учитывать направление действия центробежной
силы.
Топливные бачки наиболее часто делают паяными из жести (рис. 163),
медной или латунной фольги, отдельные детали к ним получают точением из
латуни. Применяют также резиновые баллоны, трубки и полиэтиленовые
флаконы.
Для гоночных моделей емкость бачка по правилам соревнований не должна
превышать 7 см3 (рис. 164) и перед полетами подлежит проверке. Так как
при гонках есть необходимость, чтобы модель остановилась при посадке
около моториста-механика, то топливопровод снабжают механическим краном,
перекрывающим подачу топлива из бачка при резком отклонении рулей
глубины вниз (от себя). На таймерных моделях время полета при работающем
моторе не должно превышать 7 с. Достигается это часовым механизмом
(таймером), который прерывает подачу топлива, закрывая клапан.
Испытывать на герметичность бачки следует только топливом, так как оно
имеет большую проникающую способность, чем вода.
Топливопровод состоит из отстойника, штуцеров, кранов, фильтра и трубки,
подводящей топливо к мотору. Лучшими являются резиновые, толстостенные
хлорвиниловые (полиэтиленовые) прозрачные трубки сечением 2X3, 2X4 или
3X5 мм, идущие на изоляцию электропроводов.
Рис. 164. Топливный бачок конструкций С.
Кузнецова: а - общий вид и вид в разрезе; б - заправка бачка
Для создания устойчивости работы мотора применяют специальные
бачки-поилки (рис. 165), которые поддерживают постоянный уровень
горючего перед жиклером. Можно подавать топливо к карбюратору под
избыточным давлением, с тем чтобы перегрузки в полете меньше влияли на
моделях воздушного боя, как радиоуправляемых, так и кордовых (рис. 166 и
167).
Моторамы различаются как по конструкции, так и по используемому
материалу.
Металлическую мотораму (рис. 168) изготовляют из листовой стали или
дюралюминия. Раму присоединяют к переднему шпангоуту, который в этом
случае надо особенно хорошо закрепить в местах стыков со стрингерами
текстильными лентами, обшивкой бальзой, кницами и раскосами.
Мотор крепят к раме болтами диаметром 3-4 мм. Чтобы предотвратить
самоотвертывание, под гайки ставят пружинные шайбы.
Если мотор устанавливают на фланце или на ушках, расположенных на торце
мотора, задача упрощается и сводится к креплению мотора тремя длинными
четырех- или пятимиллиметровыми болтами, которые проходят сквозь
передний усиленный шпангоут.
Такая конструкция позволяет в больших пределах регулировать углы
установки мотора.
Изготовление подмоторной рамы из пластика с передним фанерным шпангоутом
позволяет значительно снизить шум двигателя, вибрацию обшивки и модели в
целом.
Деревянная моторама проходит сквозь первые два-три шпангоута (см. рис.
168). Раму изготовляют из твердых пород дерева и закрепляют при помощи
уголков так, чтобы от вибрации мотора или при ударе она не вышла из
своих гнезд в шпангоутах.
Отверстия в мотораме сверлят по мотору. Установив предварительно угол
смещения мотора по чертежу, сверлят первое отверстие, в него вставляют
болт и завертывают гайку. После этого сверлят последовательно остальные
отверстия.