Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
09.03.2015 11:56
Авиамоделирование, создание моделей
самолетов, обработка дерева, металлов, пластмасс и других материалов,
окраска моделей
Винты
для авиамоделей
Винт нелетающей модели воспроизводит конструкцию и, как правило,
только внешние формы. Но винт летающей модели является ответственной
деталью, от которой во многом зависит полет,- он создает тягу, и к его
изготовлению следует подходить очень внимательно.
Деревянные винты для летающих и нелетающих моделей большей частью
изготовляют из древесины различных пород. При изготовлении клееных
винтов хорошие сочетания по цвету и прочности дают клен с орехом и
красное дерево с березой.
Способ обработки и последовательность операций при изготовлении винтов
для резиномоторных моделей и моделей с поршневыми моторами примерно
одинаковы.
Процесс изготовления состоит из следующих операций (рис. 174):
изготовление по чертежу шаблонов из фанеры, целлулоида, картона или
жести;
заготовка болванки и ее разметки; сверление отверстия под вал мотора;
обработка по шаблонам вида сбоку, а затем вида сверху;
разметка максимальных выпуклостей кромок;
грубая обработка болванки;
обработка по профилям;
зачйстка с помошью шкурки, полирование;
предварительная балансировка;
снятие ворса;
промежуточная балансировка; отделка;
окончательная балансировка.
На рис. 175-178 показаны точные чертежи винта и способ изготовления его
по шаблонам, установленным на стапеле.
Винты для фюзеляжных резиномоторных моделей теперь почти всегда делаются
складывающимися. Применяются и одно-лопастные винты. Лопасти винтов
резиномоторных моделей изготовляют из бальзы или липы. Для экономии
материала заготовку болванки иногда делают по развертке лопасти без
закрутки ее, а затем, разварив в кипятке, закручивают, после чего
лопасть вставляют в стапель и просушивают.
На рис. 179-181 показано изготовление лопастей винта ре-зиномоторной
модели, а на рис. 182 - способ сборки винта комнатной летающей модели.
Металлические винты (рис. 183), представляющие точные копии натуральных,
делают только для музейных моделей.
Процесс изготовления винта состоит из следующих операций: изготовление
подшипника вала винта;
Рис. 174. Процесс изготовления двухлопастного
деревянного винта
Рис. 175 Чертежи винтов моделей самолетов и
приспособления для их разметки, обработки и контроля
Рис. 176. График для определения сечений
болванки и установочного угла лопасти
заготовка вала с диском для корпуса втулки;
разметка диска;
протачивание втулок лопастей;
опиловка втулки винта и монтаж деталей;
разметка заготовки лопасти;
протачивание комля;
обработка лопасти по шаблону вида сверху и вида сбоку; профилирование;
.зачистка шкуркой и полирование; сборка винта.
Лопасти вставляют под нужным углом во втулку и, просверлив сверлом
(диаметром 1,5-2 мм) втулку совместно с комлем лопасти, вставляют штифт
из проволоки.
Часто втулки винтов закрывают обтекателями, так называемыми коками, и
тогда задача изготовления облегчается тем, что вместо втулки можно
выточить кок и в нем высверлить отверстия для закрепления лопастей.
Пластмассовые винты из композиционных материалов. Трудоемкость
изготовления винтов и высокие требования, предъявляемые к прочности и
точности их изготовления, побудили промышленность, во-первых, применять
пластмассы типа полистиролов и, во-вторых, прессовать (или шприцевать)
их в металлических формах. Такие винты прилагают к моторам в качестве
штатного набора - мотор, бачок, подмоторный стендик для запуска, винт и
ключи.
Рис. 177. Лимбы прибора ПШВ-Г для винтов
диаметром до 280 мм (сверху) и 750 мм
Моделистам-спортсменам приходится делать винты с уникальными
требованиями. Так, например, двигатели скоростных моделей развивают
частоту вращения до 40 000 мин-1.
Рис. 178. Прибор для проверки и измерения шага
винтов ПШВ-Г
Рис. 179. Винты и лопасти резиномоторных моделей
Рис. 180. Изготовление лопастей винта из
бальзовой пластины
Рис. 181. Построение шаблонов при изготовлении
лопастей из тонкого бруска. Способ разметки
В этом случае традиционные материалы не обеспечивают устойчивости и
винты вибрируют. Приходится применять высокопрочные композиционные
материалы - стекло- и углеволокно, кевлар и СВМ. В условиях модельной
мастерской или лаборатории технология изготовления винта выглядит так:
по изготовленному деревянному винту (модели) делают форму из эпоксидной
смолы ЭД-153 или ЭД-5. Модель винта формуют на пластилине (рис. 184, а,
б) с таким расчетом, чтобы будущая форма имела разъем по плоскостям
носиков и хвостиков профилей винта, а общие габариты формы были бы
больше габаритов винта на 5-10 мм.
Рис. 183. Изготовление металлического винта
музейной модели
Обрезав излишки пластилина, модель вместе с пластилином помещают в
коробку-опоку из оргстекла и заливают эпоксидной смолой, приготовленной
точно в рекомендованной пропорции с отвердителем. Так как полимеризация
(затвердевание) смолы происходит при температуре более 15° С, а нам
желательно, чтобы отверждение не шло слишком быстро, смолу следует
охладить.
Если смола густая, надо добавить ацетон с таким расчетом, чтобы смола в
конкретном объеме не начала нагреваться и <гореть> при 15° С.
Убедившись, что смола затвердела, модель винта вместе с пластилином
удаляют из опоки. Если надо, опоку разбирают, пластилин снимают
полностью, не вынимая модель винта, отпечаток винта осматривают и, если
надо, дорабатывают. Затем полученную форму вместе с винтом помещают в ту
же опоку из оргстекла, но в перевернутом положении (см. рис. 184, в).
Модель винта и поверхность формы надо смазать мастикой типа <Эдельвакс>
или раствором оргстекла в дихлорэтане.
После того как смола хорошо застынет, форму освобождают от опоки из
оргстекла, разнимают, проверяют ее внешний вид, после чего совместно
обрабатывают обе половинки формы по контуру. Форму укладывают в
металлические опоки, лучше всего фрезерованные. Тут надо иметь в виду,
что разъем опок будет по винтовой линии. Поверхность разъема смазывают
разделительным слоем. Зазоры между формой и опоками заполняют смолой.
Заполнение зазоров опок производят через отверстия и тщательно следят за
тем, чтобы смола заполнила зазоры между формой и опокой.
Разняв опоки после затвердения смолы и проверив качество заполнения,
модель винта удаляют, а готовую форму заполняют композитом, то есть
углеволокном или другим материалом, располагая волокна вдоль лопастей
предполагаемого изделия с таким расчетом, чтобы при последующем сжатии
опок облой (излишки) был бы минимальным, а количество волокна в
композите наибольшим.
Сжатие опок можно производить в слесарных тисках или струбцинами при
пониженной температуре внешнего воздуха (не более 15° С), помня, что
смола вытекает постепенно и в процессе затвердевания следует увеличивать
сжатиё, то есть <дожимать>. После затвердевания смолы опоки разнимают и
вынимают винт. Сняв облой (рис. 184, г), приступают к неизбежной при
описанном способе доработке полученного винта по сечениям напильниками и
циклями, а затем полируют.
Рис. 184. Процесс формования винта из
композиционных материалов
Изготовленные таким способом винты отличаются очень высокими
качествами. Однако технологический процесс требует сноровки и умения.
Для ускорения вытекания излишков смолы можно делать по стыку формы
выпарники - небольшие канавки в плоскости разъема формы.