Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
09.03.2015 18:25
Авиамоделирование, создание моделей
самолетов, обработка дерева, металлов, пластмасс и других материалов,
окраска моделей
Шасси авиамодели
В большинстве конструкций летающих моделей шасси делают из стальной
проволоки, листовой упругой стали или дюралюминия (рис. 197 и 198).
Процесс изготовления проволочных стоек шасси следующий. Проволоку
выпрямляют, чистят мелкой шкуркой и изгибают по чертежу. Подкосы
приматывают тонкой медной проволокой (жилкой от электропровода),
проверяют правильность стыковки, а затем места обмотки пропаивают
оловом.
Проволочные стойки соединяют с фюзеляжем, тщательно приматывая нитками с
клеем.
Стойки шасси летающих моделей-копий делают описанным выше способом.
Изготовление стоек осложняется тем, что необходимо сохранить подобие
внешних форм и характерные детали.
Стойки шасси музейных и тактических моделей делают из металла,
выдерживая необходимое сходство с натурой (рис. 199).
Степень детализации, соблюдение подобия, выполнение амортизаторов и
механизмов уборки шасси зависят от технических требований. В тех
случаях, когда модель не стоит на шасси и ему не угрожает возможность
поломки, стойки можно делать из менее прочных материалов.
Колеса с бумажными дисками применяются для легких летающих моделей (рис.
200). Их собирают из фанерных колец (1 -1,5 мм), бумажных или деревянных
ступиц и дисков из плотной бумаги, приклеиваемых к концу с обеих сторон.
Колеса из целлулоида применяют для моделей всех типов; они обладают
большой прочностью и упругостью, как мячик для игры в пинг-понг.
Колеса с резиновыми баллонами для музейных или тактических моделей (см.
рис. 200) изготовляют точением или горячим прессованием с последующей
вставкой обода или ступицы.
Обода и ступицы колес моделей самолетов старых конструкций, в которых в
большинстве случаев применялись спицы, точат из металла, сверлят
отверстия под спицы, которые делают из тонкой проволоки.
Для тяжелых моделей баллоны можно изготовить способом вулканизации
резины в пресс-формах. Эти колеса прочны и выдерживают большие нагрузки.
Резиновые баллоны применяются на летающих и нелетающих моделях.
Применение резиновых баллонов на летающих моделях всегда желательно
из-за их очень ценного свойства: смягчать толчки при посадке.
Для надувания таких баллонов на внутренней поверхности делают прилив
путем высверливания отверстия во внутренней части пресс-формы, которое
заполняет резина. Этот прилив прокалывают иглой медицинского шприца и
баллон надувают через иглу при помощи велосипедного насоса. Когда иглу
вынимают, прокол сжимается и воздух не выходит.
Рис. 197. Шасси летающих моделей
Рис. 198. Шасси летающих моделей
Для колес моторных моделей можно использовать стандартные резиновые
баллоны, продающиеся в аптеках (см. рис. 200). Эти баллоны бывают двух
размеров: 62X 16X23 и 78X20X29 мм.
Баллоны внутри имеют прилив для накачивания их воздухом с помощью иглы
медицинского шприца.
Поплавки моделей (рис. 201) обычно делают каркасного типа с обтяжкой
бумагой. Чтобы предотвратить размокание, каркас собирают только на
эпоксидных или нитроклеях: эмалите, клее АК-20 или цапонлаке.
Бумагу для обтяжки поплавков выбирают в зависимости от массы модели: для
легких - папиросную, для более тяжелых - пергамент или крафт.
Обтяжку производят, применяя один из указанных клеев, и лакируют
масляным лаком или несколько раз покрывают эмалитом.
Рис. 199. Шасси музейных моделей современных
самолетов
Рис. 200. Колеса моделей
Рис. 201. Поплавки летающих моделей
Поплавки тяжелых моторных моделей обтягивают плотной бумагой. Днище
поплавка во избежание проколов при неудачных взлетах и посадках иногда
покрывают материей или тонкой фанерой.
Стойки шасси гидромоделей обычно делают более жесткими, чем шасси
сухопутных моделей, добавляя еще пару подкосов.
Подкосы деревянной конструкции делают из бамбука.
Подкосы рекомендуется делать без сращивания, к концам подкосов
приматывают нитками с клеем детали креплений. Узлы креплений
воспринимают значительные нагрузки, поэтому крепления должны быть
надежными. Их приматывают нитками и хорошо проклеивают, чтобы избежать
проворачивания проволоки. В местах соединения проволоку расклеивают или
изгибают (рис. 202). Для предохранения от влаги стойки и узлы креплений
покрывают нитролаками.
Рис. 202. Шасси летающей модели с бамбуковыми
стойками