Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
09.03.2015 18:37
Авиамоделирование, создание моделей
самолетов, обработка дерева, металлов, пластмасс и других материалов,
окраска моделей
Культура веса авиамоделей
Летные качества моделей, их способность держаться в воздухе и парить
во многом зависят от нагрузки на 1 дм2 несущей площади крыла и,
следовательно, от веса модели.
Стремление сделать модель легче и прочнее должно быть постоянной заботой
моделиста во время работы над летающей моделью. Особенно легкими делают
комнатные, а также резиномоторные модели и планеры, предназначенные для
парения в термических (конвекционных) восходящих потоках.
В зависимости от аккуратности, проявленной при постройке, модели,
сделанные по одним и тем же чертежам, могут иметь разницу в весе,
доходящую до 20%.
Для того чтобы не перетяжелить модель, надо постоянно соблюдать
следующие правила: снимать излишки клея; не применять тяжелых красок;
тщательно сортировать древесину, не применяя смолистой; удалять заусенцы
со всех деталей; устранять излишки припоя в местах пайки; не
злоупотреблять лаками.
У моделей, имеющих размах более 1 м и удлинение более 10 м, консоли
крыльев надо подгонять по весу. Для этого неразъемные крылья балансируют
на ребре рейки (рис. 203). Если одна сторона крыла перевешивает, ее
облегчают, а если это невозможно, то на противоположную сторону
подклеивают груз в виде реек. Большую разбалансировку устраняют,
приматывая нитками к лонжерону полоски свинца, медной проволоки или
подклеивая между бумагой свинцовые пластинки. В тех случаях, когда крыло
разъемное, нужно добиваться, чтобы расстояние от корневой нервюры до
центра тяжести и масса обеих консолей были одинаковыми (см. рис. 203).
При ремонте модели после аварии следует вновь проверять балансировку
крыльев.
Балансировку крыльев рекомендуется производить дважды: до обтяжки и
после окончательной отделки.
Балансировка собранной модели, то есть обеспечение определенного
положения ее центра тяжести, состоит в том, что модель уравновешивают
грузами или перемещают крыло с таким расчетом, чтобы общий центр тяжести
модели располагался на вертикальной линии, проходящей через точку,
заданную чертежом и расчетом.
Конструкция модели в большинстве случаев обеспечивает нужное
расположение центра тяжести, но иногда его приходится сдвигать.
Для этого в резиномоторных моделях облегчают или утяжеляют носовую и
заднюю бобышки, переносят крепления крыльев. На моделях планеров для
точной подгонки центра тяжести в носовой бобышке делают отсек, в который
насыпают дробь или кладут кусочки свинца.
Балансировку всякой модели следует производить первый раз до обтяжки и
окраски, учитывая при этом, что после обтяжки центр тяжести несколько
передвинется. Окончательно подгонять расположение центра тяжести нужно
после обтяжки и окраски модели.
Положение центра тяжести отмечают яркой точкой на обшивке фюзеляжа.
Для точного представления о весе отдельных частей и своевременного
предотвращения возможности перетяжелить модель надо взвешивать (или
определять массу) отдельные детали и части моделей, записывая результаты
или помечая вес (массу) деталей на чертеже. Вес (массу) фанерных лент,
реек, стрингеров можно подсчитать по графикам (рис. 204).
Наиболее удобны для взвешивания деталей небольшие торговые весы. Они
имеют точность взвешивания в пределах 1 г. Можно изготовить весы самому
по схеме, изображенной на рис. 205.
В качестве разновеса можно использовать бронзовые монеты, которые имеют
следующую массу: 1 коп.- 1 г, 2 коп.- 2 г, 3 коп.- 3 г, 5 коп.- 5 г.
Как видно из соотношения плеч, весы, в зависимости от точки подвешивания
коромысла, могут работать как пятеричные или как равноплечие. Перед
взвешиванием необходимо уравновесить коромысло небольшими грузиками.
В качестве иллюстрации тщательно выполненной легкой конструкции модели
может служить показанный на рис. 1 каркас фюзеляжной резиномоторной
модели.
Из всего сказанного ясно, что при постройке летающих моделей надо
стремиться к увеличению прочности всех частей и соединений, упрощению
конструкции и соблюдению веса модели.
Рис. 203. Балансировка летающей модели и ее
частей
Рис. 204. Графики для определения веса
стрингеров и фанерных лент
Рис. 205. Весы, применяемые для взвешивания
моделей
При изготовлении нелетающих моделей следует возможно
более точно воспроизводить детали или художественно-декоративную
отделку, передающую натуру. Степень детализации или упрощения зависит от
назначения модели, художественного вкуса и умения моделиста-макетчика
воспроизвести в миниатюре большой самолет.