Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
09.03.2015 20:43
Авиамоделирование, создание моделей
самолетов, обработка дерева, металлов, пластмасс и других материалов,
окраска моделей
Обтяжка комнатных моделей микропленкой
Обтяжка комнатных моделей микропленкой. Для приготовления микропленки
в противень размером 1200X700 мм и глубиной 50-60 мм (рис. 213) наливают
чистую воду температурой 18-25° С. Поверхность воды, простоявшей
несколько часов открытой, очищают от пыли. Делается это так. Проводят
два-три раза вдоль ванночки листом газеты, пыль оседает на бумаге и
удаляется вместе с ней.
Простейший пленкообразующий раствор приготовляется следующим образом:
100 г эмалита (аэролак AI-H) нормальной густоты разбавляют в 30 г любого
нитрорастворителя, тщательно размешивают, добавляют 5-6 г касторового
масла, еще раз размешивают и оставляют на сутки в покое для выравнивания
раствора.
На очищенную поверхность воды в противень выливают дозу
пленкообразующего раствора. Растекаясь по поверхности, раствор образует
пленку.
В толщине пленки, которая составляет несколько микрометров, световые
лучи преломляются, образуя цвета радуги на ее поверхности. По цвету
пленки можно определить ее толщину. Самая тонкая микропленка
серебристо-стального цвета, затем идет голубая, золотистая, малиновая.
Наиболее толстая - прозрачная с зеленым отливом. Вес 1 м2 пленки
составляет 0,2- 0,5 г. Влиять на толщину пленки можно, меняя густоту и
количество пленкообразующего раствора, выливаемого на поверхность воды.
Рис. 213. Изготовление микропленки
Пленке на поверхности воды дают просохнуть минуты две.
Признаком готовности является появление морщин у краев.
Для того чтобы снять пленку, применяют съемник, который заранее кладут
на дно противня. Съемник осторожно подводят к поверхности воды до
соприкосновения с пленкой.
Пленку отрезают с внешней стороны по краю съемника кисточкой, смоченной
в ацетоне. Съемник наклоняют и скользящим движением вынимают его из
воды, стремясь не нарушить целостности пленки.
Для просушки съемник с пленкой подвешивают на 8-10 ч. Для склейки
поверхность каркаса смачивают слюной или раствором сахара (рис. 214) -
пять кусков на стакан воды (бальзу не мочат), прижимают к пленке и, не
отрывая каркаса от пленки, тонкой кисточкой с ацетоном проводят вблизи
каркаса по пленке. Последняя растворяется (режется) и тут же прилипает к
каркасу.
Для успешной работы надо иметь два-три больших съемника и столько же
маленьких, с помощью которых ставят латки в местах повреждений. Мелкие
латки делают так: со съемника микропленку переносят на полоску мокрой
папиросной бумаги, в этом виде просушивают и хранят между листов в
книге. Если необходимо поставить латку, то ее вырезают ножницами вместе
с бумагой несколько большего размера, чем прорыв обшивки, смачивают
водой края поврежденного места и накладывают на его поверхности>; пленка
прилипнет, а бумагу надо снять.
Рис. 214. Оклейка каркаса крыла
Различают полный и частичный ремонт обшивки летающих моделей.
При п о л ном ремонте, когда площадь поврежденных мест велика, обшивку
полностью срывают, а остатки клея счищают с каркаса циклей, ножом или
осколком стекла. Обтяжку из микалентной (длинноволокнистой) бумаги,
сделанную на эмали-те, снимаю т, размачивая места приклейки ее к каркасу
ацетоном при помощи кисти № 10. После зачистки каркаса обтяжку
производят заново.
Перетяжку и перечистку каркаса следует делать как можно реже, так жак
каркас при этом ослабляется, а деформация каркаса под действием
натяжения бумаги с каждой перетяжкой увеличивается.
При частичном ремонте поврежденную часть обшивки (рис. 215) вырезают,
каркас в обнажившихся местах зачищают и производят частичную обтяжку тем
же способом, каким была выполнена прежняя.
При таком ремонте нужно избегать обычной ошибки - вырезания обшивки
вплотную до нервюр или до шпангоутов, что влечет за собой изгибание
нервюр и появление неисправимых морщин в углах отсеков, а иногда и
коробление всей детали.
Постановка мелких заплат. Трещины лучше всего заклеивать лентой шириной
20-30 мм из бумаги того же сорта, что и обшивка. Пробоины и прорывы
следует сначала очистить от обрывком бумаги, вырезав их по кругу острым
ножом или ножницами.
Заплата должна представлять круг или овал размером на 10-15 км больше
размера пробоины (см. рис. 215). В тех случаях, когда ремонтируют сильно
натянутую обшивку, заплату смачивают водой, а затем смазывают эмалитом
обратную сторону и в сыром виде накладывают на место. После просыхания
заплату закрашивают под цвет остальной поверхности.
Заплату всегда рекомендуется ставить за один раз, то есть, приложив
заплату к одному краю отверстия, опускают ее на место всей поверхностью,
не передвигая в стороны и не меняя положения. Не следует отрывать
неудачно положенную заплату или исправлять ее положение на обтяжке, так
как это приводит к появлению морщин и необходимости заменить заплату
новой еще большего размера.
Во всех случаях лучшим клеем для постановки заплат является жидкий
эмалит (две части разжижителя, одна часть эмалита). Еслж нет эмалита,
ремонт обтяжки можно выполнить и другим жидко разведенным клеем.
Исправление короблений, вызванных обшивкой. Неправильная сушка обшивки
или нарушение последовательности обтяжки неизбежно вызывают местное или
общее коробление каркаса.
Рис. 215. Повреждения и ремонт обтяжки
Примером местного коробления может служить подтягивание нервюр и
прогибы кромок и стрингеров.
Эти дефекты вызываются чрезмерным натяжением бумаги, .не соответствующим
жесткости каркаса. Исправить их после обтяжки практически невозможно.
Появление таких деформаций следует предвидеть при выборе материала для
обтяжки и предупреждать, усиливая каркас постановкой книц, ребер
жесткости на корневые нервюры и шпангоуты и увеличивая сечения
стрингеров.
Общее коробление каркаса можно исправить. Наиболее частый и характерный
случай коробления крыла, вызываемый неправильной сушкой, это когда все
крыло под действием неравномерного натяжения бумаги закручивается
винтообразно. Для предотвращения этого явления крыло необходимо сушить в
прижимах на ровной доске. Если, несмотря на принятые предосторожности,
коробление все же произошло, его необходимо устранить. Для этого
уменьшают натяжение бумаги путем ее размягчения. Если обтяжка покрыта
эмалитом, ее обрызгивают разжижителем из пульверизатора или смачивают
мягкой кистью до равномерного разбухания слоя эмалита и ослабления
натяжения (смывать эмалит ни в коем случае не следует). Если же бумага
не покрыта эмалитом, то достаточно смочить ее водой из пульверизатора.
Влажная бумага провиснет и каркасу вновь можно придать правильную форму.
Для того чтобы ее сохранить, надо прижать выправленную часть модели к
ровной доске грузами, рейками или кнопками, чтобы при высыхании не
допустить коробления (см. рис. 209).
Крыло, высохшее в зажимах, сохранит заданную форму, конечно, только в
том случае, если каркас его достаточно прочен.
Современные конструкции каркасов, благодаря использованию высокопрочных
материалов, обладают хорошей прочностью и могут самостоятельно нести
аэродинамические нагрузки. Усилия, которые получаются от чрезмерного
натяжения обтяжки под воздействием покрытия аэролаком, становятся
особенно опасными, каркасы коробятся на солнце и реагируют на влажность.
Поэтому покрытие эмалитами и аэролаками делают только для умеренного
натяжения обтяжек, а затем покрывают пентафтале-выми № 222, 223 или
иными синтетическими лаками, предохраняющими от влаги, улучшающими
поверхность, но не вызывающими коробления каркасов конструкций.