Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из
узоров тканых, плетеных и вышитых изделий.
В местных названиях бисерных украшений нет четкого разграничения. Очень
часто одинаковые по -форме и назначению изделия имеют множество местных
названий, которые возникли от способов изготовления, расположения
украшения в костюме, орнаментальных мотивов.
Шейное украшение из бисера в виде ажурного воротника разной ширины
украшало женскую рубаху. Такие украшения из очень крупного бисера,
снизанные сеткой с большими ячейками в виде ромбов или квадратов, в
России называли борода, жерелок, подшейник, подгорлок, ошейник,
зажельник, разметка и т. п.
Нагрудное украшение в виде кольца из тканой или ажурной ленты из бисера
разной ширины и длины с концами, соединенными в медальон, называется
гайтан (в переводе с древнегреческого и древнелатинского - плетешок,
тесьма, шнурок), итан, чопка, королеска, сетка, чапочка. На
гайтане-шнурке носили нательный крест, гайтанплетешок украшали монетами,
ракушками, большими бусинами.
Узенькие полоски из бисера для украшения шеи и головных уборов называли
.цепочка. Круглые объемные шнуры - жгут или круглая цепрчка. В праздники
носили наручные украшения - заручья и браслеты.
В Беларуси женские украшения из бисера в виде узкой узорной ленты,
плотно прилегающей к шее, и закругленных воротников были известны в
Гродненской и Гомельской губерниях. Их называли пляценка - от способа
изготовления и горлячка - от места ношения на шее. В наши дни они
популярны в селе Неглюбка Ветковского района Гомельской области.
Еще в XVII в. литовские мастерицы плели из бисера воротники и узкие
полоски каролинес, которыми женщины украшали налобники шапочек и платки,
а молодые девушки надевали их на голову. Такие украшения были
распространены на юго-востоке Литвы.
Украшения в виде нагрудников, шнуров, цепочек различной формы из бус,
бисера, монет и раковин каури были распространены у многих народов
Поволжья и Приуралья: чувашей, марийцев, удмуртов, татар, башкир.
Особенно красочны и разнообразны бисерные украшения мордовских женщин.
Они украшали головные уборы вышивкой бусами и бисером, металлическими
бляшками, сетками поднизей, налобников и позатыленей. Нагрудные
украшения в виде больших круглых воротников из крупного бисера
разноцветных орнаментов называли цифкс, тифкс,
крганьпирф, комбоне и др. Интересными и красочными были поясные
украшения пулай, пулагай, дополненные длинными нитками разноцветного
бисера. Из бисера плели накосники, ушные подвески пилексоргя, длинные
цепочки гайтанов - крьоскольне, круглые шнуры.
Искусство низания украшений из мелких бус и бисера сохранило у местного
населения Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, отдельных районов
Средней Азии и Закавказья.
На Украине украшения из бисера герданы (от тюркского гардан, герденшея)
и сылянки (от украинского сылыты, сыляты - низать, нанизывать) наиболее
популярны в западных областях республики - Закарпатской, Львовской,
Ивано-Франковской, Черновицкой и в отдельных районах Тернопольской и
Хмельницкой. В отличие от русских украшений из крупного бисера
украинские плели и низали из очень мелкого как непрозрачного, так и
прозрачного бисера ярких цветов. Орнаменты бисерных украшений
перекликались с узорами вышивок и тканых изделий.
Крестьянские украшения из бисера многих народов Российской державы
благодаря красоте и разнообразию форм в конце прошлого и начале нашего
века были известны далеко за пределами Родины. Они экспонировались на
международных выставках и ярмарках, продавались в магазинах кустарных
промыслов Австрии, Англии, Америки, Германии, Франции и других стран. На
наших образцах обучались в рукодельных школах Европы.
В начале нашего века художественные изделия из бисера, очень разные
по своему назначению, форме, размерам, цветовым сочетаниям, пользовались
большой популярностью и у городского населения. Наряду с открывшимися в
конце XIX в. в селах кустарными мастерскими кадры бисерщиц начали
готовить в Петербургской школе народного искусства и школах
художественных рукоделий многих губерний России.
После революции, во время гражданской войны 1917- 1922 гг. перестали
существовать многие рукодельные мастерские и школы бисерщиц, но любовь к
бисерным украшениям и умение их создавать сохранились у многих народов и
до настоящего времени. В предвоенные и послевоенные годы увлекались
вышиванием бисером и стеклярусом платьев, сумочек, кошельков, а в 70-е
годы стало возрождаться низание.
Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело
новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают украшения
новых форм, узоров, расцветок. Изготовленные ими современные украшения
из бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой,
дополняя и украшая ее. Это длинные полосы гайтанов и герданов, похожие
на кружева ажурные сетки воротников, узкие полоски шейных украшений,
витые объемные шнуры, разнообразные цепочки, пояса, браслеты, сережки,
бретели к платьям-сарафанам, налобные повязки и многие другие.