Это слово произошло от латинского avis - птица. Мечта людей летать,
как птицы, и послужила отправным толчком к зарождению авиации. Первые
чертежи "птицелетов" - летательных аппаратов тяжелее воздуха - были
обнаружены среди бумаг Леонардо да Винчи. Однако уровень техники того
времени не позволил великому итальянцу осуществить свои замыслы, и со
временем его идеи были забыты.
В течение сотен лет лишь одна разновидность летательных аппаратов
тяжелее воздуха исправно поднималась в воздух - воздушные змеи. Они
послужили прототипом планеров, построенных в 1890-х гг. немецким
изобретателем О. Лилиенталем. Воздушный змей исправно помогал в
многочисленных опытах русскому морскому офицеру А. Ф. Можайскому,
летательный аппарат которого с паровым двигателем имел все основные узлы
современного самолета: фюзеляж, крылья и хвостовое оперение...
Построенный в 1882 г., этот летательный аппарат потерпел аварию во время
испытаний. А на дальнейшие опыты у Можайского не было средств. С опытов
с воздушным змеем начинали и изобретатели самолета с двигателем
внутреннего сгорания - американцы братья У. и О. Райт. 17 декабря 1903
г. созданный ими летательный аппарат поднялся в воздух. К 1908 г. они
добились устойчивого управляемого полета продолжительностью до 1,5 ч.Читайте еще про
авиатехнику...
С началом XX в. авиация развивается очень быстрыми темпами. Во всем мире
изобретатели создают одну за другой различные конструкции самолетов. Не
отстают от зарубежных коллег и русские инженеры. В 1909- 1914 гг. Я. М.
Гаккель, Д. П. Григорович, В. А. Слесарев и другие конструкторы создали
целый ряд самолетов, не уступающих по своим летным качествам зарубежным
образцам. В 1912 г. Б. Н. Юрьев разрабатывает проект первого в мире
вертолета. В 1913 г. инженер И. И. Сикорский создал уникальный тяжелый
самолет "Русский витязь", а затем 4-моторный самолет-бомбардировщик "Илья Муромец".
Успешно развивались и теоретические основы авиации. Русские ученые Н. Е.
Жуковский, С. А. Чаплыгин внесли важный вклад в создание аэродинамики,
ставшей научным руководством для конструкторов самолетов и летчиков.
Однако, несмотря на успехи русской науки и техники, собственной
авиационной промышленности в дореволюционной России не было. Царское
правительство предпочитало покупать самолеты за границей.
После Октябрьской революции началось бурное развитие авиации. В 1918 г.
при прямом участии В. И. Ленина был создан Центральный
аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) во главе с Н. Е. Жуковским,
ставший центром авиационной науки. По всей стране проходит сбор средств
на создание Красного воздушного флота. В 1923 г. организуется "Общество
друзей воздушного флота"- предшественник Аэрофлота. Одна за другой в
воздух поднимаются крылатые машины, построенные советскими инженерами,
техниками, рабочими.
В 20-е гг. в стране начинают работать конструкторские бюро (КБ) под
руководством А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, Д. П. Григоровича и
других конструкторов. В 1923 г. в КБ А. Н. Туполева был сконструирован
первый самолет-моноплан АНТ-1. В 1924 г. в воздух поднялся первый
цельнометаллический многоместный самолет АНТ-2. Летом того же года на
воздушной линии Москва - Нижний Новгород начали летать первые советские
пассажирские самолеты АК-1. В 1925 г. советская авиация выходит на
международные трассы. В эти же годы в стране успешно начинает
развиваться и своя собственная моторостроительная промышленность. В
специализированных конструкторских бюро под руководством В. Я. Климова,
А. Д. Швецова, А. А. Микулина создаются первые конструкции отечественных
авиационных двигателей. Истребитель И-5, самолет-разведчик Р-5, тяжелый
бомбардировщик ТБ-1 развивают oгромные по тем временам скорости -230-
280 км/ч.
Фото самолетов производства России
В 30-е гг. мощная авиационная промышленность Советского Союза
выпускает истребители И-15 и И-16, скоростной бомбардировщик СБ, самолет
К-5 для гражданской авиации и многие другие самолеты. 5-13 апреля 1934
г. самолеты АНТ-4, Р-5 и некоторые другие вывезли 104 человека с места
гибели ледокола "Челюскин", затонувшего в Беринговом проливе. За эту
операцию летчики
A. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский,
B. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слеп-нев, М. В. Водопьянов, И. В.
Доронин были первыми удостоены высокого звания Героев Советского Союза.
Еще три года спустя, 18-20 июня 1937 г., экипаж в составе В. П. Чкалова,
Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова на самолете АНТ-25 совершил
беспосадочный перелет по маршруту Москва - Северный полюс-Ванкувер
(США), покрыв за 63 ч 16 мин расстояние 8504 км. Вслед за ними 12-14
июля второй экипаж в составе М. М. Громова, А. Б. Юмашева и С. А.
Данилина тоже на самолете АНТ-25 пролетел без посадки по маршруту Москва
- Северный полюс - Сан-Джасинто (США). Советские пилоты установили
мировой рекорд беспосадочного полета: за 62 ч 17 мин они покрыли
расстояние 10 148 км. Еще один мировой рекорд установил наш женский
экипаж в составе В. С. Гризодубовой, П. Д. Осипенко и М. М. Расковой. На
самолете "Родина" девушки пролетели над территорией нашей страны 5 908
км за 26 ч 29 мин.
В годы Великой Отечественной войны были разработаны и поступили в
производство новые типы самолетов, которые обеспечили несомненное
превосходство советской авиации над фашистской. Это истребители Ла-5 и
Ла-7 конструкции С. А. Лавочкина, Як-3 и Як-9 А. С. Яковлева, МиГ-3 А.
И. Микояна и М. И. Гуревича, бомбардировщики Пе-2 и Пе-8 В. М. Петлякова,
Ту-2 А. Н. Туполева и др. Противотанковый самолет-штурмовик Ил-2
конструкции С. В. Ильюшина гитлеровцы называли "черной смертью".
После войны советская авиация стала переходить на реактивные самолеты.
Начатые еще в 1941 г. работы над созданием ракетного самолета Би-1
привели к созданию целого семейства "безвинтовых" летательных аппаратов-
МиГ-9, Як-15, Ла-15. По своим летным качествам истребитель со
стреловидным крылом МиГ-15 превосходил все машины этого класса. Тогда же
были выпущены бомбардировщики Ил-28 и Ту-14, а также первый серийный
вертолет Ми-1.
В 1950-е гг. конструкторы и летчики начали штурм звукового барьера.
Одним из первых в мире преодолел этот барьер самолет МиГ-19 конструкции
А. И. Микояна и М. И. Гуревича.
Не оставались в долгу конструкторы и перед гражданской авиацией.
Творческим коллективом под руководством А. Н. Туполева был разработан
первый в мире пассажирский реактивный самолет Ту-104, а 31 декабря 1968
г. состоялся первый в мире полет сверхзвукового пассажирского самолета
Ту-144.
На линиях средней протяженности стали летать самолеты Ил-12 и Ил-14
конструкции С. В. Ильюшина. В 1960-е гг. на воздушные линии страны вышел
один из самых больших в мире транспортных самолетов Ан-22 "Антей",
разработанный в конструкторском бюро О. К. Антонова. На "Антее"
установлены 4 турбовинтовых двигателя мощностью 11 МВт каждый.
Славно послужили в авиации самолеты Ил-18, Ту-114, Ту-124...
Сейчас воздушные линии страны обслуживают самолеты Ил-62 и Ил-86, Як-40
и Як-42, Ту-134 и Ту-154. Действуют на линиях Аэрофлота транспортные
самолеты Ил-76 и Ан-124 "Руслан".
Сегодня советская авиация может в короткие сроки доставить пассажиров и
груз в любую точку земного шара.