В любой машине, почти в каждом приборе есть вращающиеся детали:
колеса, шкивы, штурвалы, рычаги. Чтобы они могли вращаться, их укрепляют
на другие, на первый взгляд очень простые, детали - оси или валы. В чем
разница между валом и осью?
Вспомните тяжелый железнодорожный вагон. Он поставлен на 2 ходовые
тележки; 8 пар колес этих тележек свободно катятся по стальным рельсам.
Толстые, прочные оси, на которых закреплены колеса, служат им только
опорой и не передают от одного колеса к другому никаких усилий. Ось
может вращаться вместе с колесами, как у вагона, а может быть закреплена
неподвижно, как у велосипеда. Она, как правило, имеет опоры с обоих
концов. Если же ось закреплена только с одного конца, а на другом
установлено колесо, то ее называют полуосью. На таких полуосях
установлены передние колеса автомобиля. Это позволяет автомобилю делать
крутые повороты.
Ось железнодорожного вагона
В отличие от оси вал не только поддерживает вращающиеся детали, а,
самое главное, передает вращающие усилия от одной части механизма к
другой. Например, все двигатели имеют не оси, а валы, которые
соединяются с другими деталями машины и передают им движение. Такие валы
называют коренными. Иногда вал соединяет двигатель непосредственно с
рабочим органом машины. Так, у судна есть вал, на конце которого
установлен гребной винт. На валу поршневого авиационного двигателя
установлен воздушный винт.
Есть валы, преобразующие один вид движения в другой. Например,
коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания преобразует поступательное
движение поршней во вращательное движение колес самоходной машины (через
систему передач), а кулачковый вал, наоборот, преобразует вращательное
движение в поступательное движение толкателей.
Передаточные валы передают вращение от одной части машины к другой или
от одного двигателя к нескольким станкам и т. д. Они могут быть
выполнены из сплошного металла или трубы. А иногда в качестве вала
используется гибкий металлический трос, как, например, в бормашине.
Все вращающиеся оси и валы устанавливаются в неподвижных частях
механизмов при помощи специальных опор - подшипников. В автомобиле можно
встретить почти все виды осей и валов, о которых здесь упоминается.