Многие из вас, наверное, видели электромеханические игрушки:
автомобили, планетоходы, зверюшек, которые меняют направление движения,
поворачиваются на месте, издают звуки, повинуясь нажатию кнопки на
небольшом пульте, соединенном с игрушкой электрическим проводом. Когда
нажимают кнопку, замыкается электрическая цепь, и по ней от батарейки
или аккумулятора идет ток к электродвигателю, который вращает колеса и
поворачивает руль игрушки. Точно так же управляют полетом модели
самолета или планера. На авиамодели установлен радиоприемник, а
радиопередатчик находится на Земле. Поступающие от радиопередатчика
сигналы в виде радиоволн усиливаются и подаются к миниатюрным
электродвигателям или электромагнитам, которые приводят в действие рули
высоты и поворота, заставляя модель менять направление своего полета.
На сборочном конвейере автомобильного завода стоит почти собранный
автомобиль. Остается установить двигатель. Мощный кран, как пушинку,
подносит двигатель массой в несколько сотен килограммов, плавно
разворачивает его и опускает на свое место. А управляет краном оператор,
который стоит тут же у конвейера. Он не двигает рычагами, не вращает
маховики. В руке он держит небольшую металлическую коробку с несколькими
кнопками. Оператор нажимает кнопки, и кран движется вперед, назад, влево
или вправо, поднимает или опускает груз. Кран приводится в действие
несколькими электродвигателями. Нажимая кнопку, оператор включает
электродвигатель и тем заставляет работать кран.
В кабине лифта вы нажимаете кнопку, и лифт плавно поднимается на нужный
этаж. В этом случае сигнал о подъеме лифта от кнопки подается не на
электродвигатель, а на реле, которое срабатывает и включает
электродвигатель, расположенный под крышей здания.
Такое управление на расстоянии называется дистанционным. Применяют его
там, где неудобно или невозможно использовать обычные способы
управления: на промышленных предприятиях и стройках при управлении
подъемными кранами; на атомных электростанциях при работе с механизмами,
которые размещаются в помещениях с повышенным уровнем радиации; на
железнодорожных узлах для перевода железнодорожных стрелок; на
электростанциях для регулирования режима работы турбин и электрических
генераторов. При дистанционном управлении для каждого сигнала (или для
каждого управляемого объекта) выделяется своя линия связи. Сколько
объектов, столько и линий связи.
Модель лунахода управляемого по радио на
расстоянии, на модели находится приемник сигналов, у юного пионера,
передатчик радиокоманд
Поэтому, если управляемых объектов достаточно много и
передаваемые сигналы разнообразны, дистанционное управление становится
нецелесообразным из-за очень большого числа линий связи. В этих случаях
применяют телемеханическое управление (см. Телемеханика), при котором
все или большинство сигналов передаются по одной линии (каналу) связи в
закодированном виде.