Ракеты выводят в космос искусственные спутники Земли, космические
корабли, орбитальные станции, автоматические межпланетные станции,
доставляют в космос различные грузы. Поэтому их часто называют
ракетами-носителями.
О двигателях ракеты рассказано в статье <Ракетный двигатель>. Большую
часть объема всей конструкции ракеты занимают топливные баки,
заполненные горючим и окислителем. Масса топлива может составлять 85-
90% всей массы стартующей ракеты. Органами управления на первых ракетах
были поворачивающиеся газовые рули, регулирующие направление движения
ракеты газовой струей. Они устанавливались на пути выходящих из сопла
газов. Встречаясь с плоскостями рулей, газовый поток отклонялся в
сторону, и ракета поворачивалась. Однако раскаленная струя газов -
малоподходящая среда для работы даже тугоплавких материалов. Поэтому у
некоторых современных ракет главные двигатели могут сами поворачиваться
на заданный угол, а у других - устанавливаются дополнительные. Это
специальные поворотные рулевые ракетные двигатели.
Старт ракетоносителя с кораблем "Союз"
Старт ракетоносителя Сатурн с кораблем Аполлон
Многие ракеты состоят из нескольких меньших ракет, которые еще К. Э.
Циолковский назвал ракетными ступенями. При запуске в космос они
работают последовательно. Сначала весь <ракетный поезд> везет первая
ступень. Когда в ней израсходуется все топливо, она отделяется от ракеты
и падает на Землю, тут же включаются двигатели второй ступени. Они
продолжают разгон оставшихся частей ракеты, масса которых теперь
значительно уменьшилась. Затем отбрасывается и вторая ступень. Эстафета
передается последней, третьей ступени, которая несет полезный груз-
автоматическую станцию или космический корабль - и достигает нужной
космической скорости.
На последней ступени размещается и приборный отсек. В нем установлены
приборы системы управления ракетой. Отсюда поступают команды на
включение и выключение двигателей, на разделение ступеней, на изменение
направления полета, на сброс головного обтекателя. Обтекаемая форма
необходима ракете. Она уменьшает сопротивление воздуха, а следовательно,
и расход топлива. Поэтому передняя часть ракеты укрывается головным
обтекателем конической формы, который защищает полезный груз от трения о
воздух и нагревания во время движения в атмосфере на участке выведения.