Судомоделизм - массовый технический вид спорта, проектирование,
постройка моделей судов.
К самоходным моделям относят все плавающие модели судов, которые
приводятся в движение парусами или механическими двигателями.
Несамоходная настольная модель - уменьшенная копия настоящего судна -
образец ювелирной точности, изящества, мастерства. Настольные макеты
участвуют только в стендовых соревнованиях, где оцениваются их внешний
вид и масштабность, т. е. соотношение с истинными размерами корабля.
Судомодельный спорт возник в начале XX в на основе
экспериментального
судомоделирования, когда в отдельных городах Европы, в том
числе и в России, состоялись первые выставки настольных моделей судов.
В СССР с конца 20-х гг. выставки, а также соревнования парусных и
резиномоторных моделей стали периодически проводиться во многих городах.
У нас в стране первое официальное соревнование морских судомоделистов
было проведено летом 1940 г. С 1949 г. эти соревнования стали
ежегодными, появился новый технический вид спорта. Внутри страны
спортсменов-судомоделистов объединяет Федерация судомодельного спорта
СССР, а в мировом масштабе - Международная федерация
судомодельного спорта (НАВИГА).
Классификация судомоделей. Все модели судов и кораблей условно разделены
на 8 классов. В первых двух классах собраны самоходные модели военных
кораблей и гражданских судов, в 3-м - модели подводных лодок, в 4-м -
модели кораблей и судов на подводных крыльях, в 5-м - скоростные
кордовые модели (с двигателем внутреннего сгорания). В 6-м классе
объединены управляемые модели: скоростные (с электродвигателем и с
двигателем внутреннего сгорания) и фигурного курса. 7-й класс
представлен моделями парусных яхт, и, наконец, в 8-й класс входят все
настольные макеты.
Самоходные модели судов и кораблей делятся не только по типу (военные,
гражданские, подводные лодки, яхты), но и по размеру корпуса (длине) и
типу двигателя, поэтому каждый класс разбит еще и на категории. У яхт
основной критерий деления на категории - площадь парусов.
Самоходная модель, подготовленная для соревнований, должна строго
соответствовать прототипу (настоящему судну или кораблю), вплоть до
мельчайших деталей на палубах и надстройках, мостиках и мачтах. На
модель разрешается устанавливать любой двигатель (механический,
электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания); главное, чтобы она
двигалась с масштабной скоростью, зависящей от масштаба, в котором
построена модель, и скорости прототипа.
Модели, в корпусе которых установлены специальные устройства (радио,
световые и акустические) для приема сигналов с берега, называют
управляемыми.
Дистанционное управление.
Модели этого класса помимо скорости должны обладать хорошей
маневренностью; ведь на дистанции им приходится не только проходить
узкие ворота, но и обходить буйки, резко разворачиваться.
Модель на подводных крыльях
Модель гражданского судна
Модель подводной лодки
Модель военного корабля
Модель яхты
Скоростная кордовая модель
Моделисты-яхтсмены соревнуются в 2 классах моделей яхт: управляемых и
неуправляемых. В зависимости от площади парусности, длины корпуса и
других характеристик модели яхт подразделяются на 9 категорий,
обозначенных индексами 10, М, С, П и т. д.
Теория корабля - первый помощник моделиста. Чтобы построить
по-настоящему "мореходную" модель, каждый судомоделист обязан знать, что
такое плавучесть и запас плавучести, остойчивость, непотопляемость,
ходкость, маневренность, устойчивость на курсе и управляемость (см.
Судно).
Ходовые свойства построенной модели определяются в основном такими
качествами, как поворотливость - способность маневрировать при поворотах
руля, устойчивость на курсе - способность держать заданный курс при
нейтральном положении руля. Поворотливость модели зависит от многих
качеств, например от длины и ширины корпуса, от осадки, от площади руля.
Одно из самых важных качеств любой модели - способность развивать
наивысшую скорость. Судомоделисты называют это свойство ходкостью
модели. Ходкость зависит от мощности двигателя, формы кормы, от отделки
подводной части корпуса. Моделисты стараются как можно лучше отделывать
корпус модели: сопротивление уменьшается и скорость модели возрастает.
Основные узлы и детали. Отделка модели. Корпуса моделей делают из
дерева, металла, стеклоткани, папье-маше. Юные моделисты обычно начинают
с деревянного корпуса: выдалбливают его из целого куска дерева, или
делают из склеенных вместе досок, или набирают из шпангоутов, килевой
рамы, стрингеров и обклеивают тонкой фанерой. Металлические корпуса
паяют, как правило, из кусков жести. А из стеклоткани выклеивают на
деревянной болванке (см.
Сборка моделей).
Изготовление корпуса модели - это только начало работы. Внешний вид
готовой модели определяют главным образом надстройки, рубки, трапы,
вооружение. Как правило, это мелкие детали и узлы, поэтому изготовление
их требует от моделиста аккуратности и точности. От качества деталей и
узлов надстроек зависят и мореходные качества модели - остойчивость и
ходкость.
Готовые модели грунтуют, шпаклюют, шлифуют и окрашивают масляными,
эмалевыми или нитроэмалевыми красками. Окраска модели должна
соответствовать прототипу. Например, надводную часть военного корабля
окрашивают в различные оттенки серого цвета, а пассажирского судна -
белой краской. Корпус грузовых судов красят в черный цвет, а надстройки
- в белый. Подводные части моделей судов и кораблей чаще всего
окрашивают в зеленый или красный цвет.
Микродвигатель, редукторы, винтомоторная установка. Для судомоделей
используют тепловые, электрические и механические двигатели (см.
Двигатели модельные).
Большинство судомодельных двигателей имеют высокую частоту вращения
вала, поэтому моделистам приходится снижать ее специальными устройствами
- редукторами (см.
Механизм).
Устанавливают их в корпусе моделей между двигателем и гребным винтом.
Модель должна быть оснащена еще и движителем: парусом, гребным колесом,
водяным или воздушным винтом.
Рабочие чертежи модели рейдового разъездного
катера: 1 - вид сбоку и сверху; 2 - теоретический чертеж; 3 -
деталировка ходовой рубки.
Гребной винт - это цилиндрическая ступица с лопастями. На современных
судах и кораблях их бывает от 2 до 6. Моделисты используют винты с 2, 3
и 4 лопастями. Гребные винты для своих моделей юные корабелы
рассчитывают и изготавливают чаше всего сами. Но даже правильно
изготовленный гребной винт нередко требует доводки. При конструировании
движителя моделисту необходимо знать, что основные параметры гребного
винта - шаг и диаметр - должны быть такими, чтобы двигатель мог развить
наибольшую мощность.
В двигательный комплекс любого судна или модели помимо гребного винта
входит еще один важный элемент - корабельный руль - пластина обычно
прямоугольной формы. Эффективность работы руля зависит от его сечения.
Стабилизатор судна
Дистанция для самоходных моделей
Соревнования судомоделистов
В современном судостроении и судомоделировании используют рули 4
видов: рули с рудерпостом, балансирный, полуподвесной и подвесной.
Балансирные рули требуют меньше усилий для поворота, они не снижают КПД
гребного винта, и поэтому судомоделисты охотно используют их на своих
моделях. От правильного сочетания связки "корпус - гребной винт - руль"
во многом зависит скорость судна или модели.
Моделисты устанавливают на модель специальные стабилизаторы курса и
автоматические устройства.
Регулировка модели на воде. Испытание модели. Модель построена. Теперь
ее предстоит испытать на воде и отрегулировать. Сначала проверяют
водонепроницаемость отсеков модели. Если в модели обнаружена течь,
отверстие или щель заделывают изнутри нитрошпаклев-кой, смешанной с
опилками. Потом устраняют боковые крены и дифферент (крен на корму или
нос)-, регулируют остойчивость. Дополнительным грузом (обычно свинцом)
избавляют модель от крена и дифферента, а правильным распределением
полезного груза: двигателей, аккумуляторов, приборов автоматики -
улучшают остойчивость.
Пробные запуски самоходных моделей с двумя гребными винтами сначала
проводят без руля и не на полную дистанцию. Винты не бывают абсолютно
одинаковыми, поэтому обычно на первых ходовых испытаниях модель
отклоняется в ту или иную сторону. В этом случае спортсмены увеличивают
или уменьшают шаг одного из винтов.
Отрегулировав гребные винты, на модель устанавливают руль и снова
запускают ее на дистанцию, но теперь уже на полную. На этих запусках,
наряду с отработкой курса модели, проверяют и ее масштабную скорость.
Регулируют масштабную скорость добавлением или уменьшением элементов
электропитания либо дополнительным переменным сопротивлением -
реостатом.
Самоходные, радиоуправляемые, скоростные модели и модели подводных лодок
соревнуются на защищенной от ветров акватории, а вот для моделей яхт,
наоборот, подбирают открытое, хорошо продуваемое место.
Глубина водоема для моделей подводных лодок должна быть не менее 3 м,
для остальных моделей - не менее 0,5 м.