Художники издавна подразделяют все цвета на "теплые" и "голодные". К
"теплым" цветам относят цвета красно-оранжевой группы, а к "холодным" -
сине-голубой. Объясняется это, по-видимому, тем, что красный, оранжевый
цвета ассоциируются у нас с цветом огня, раскаленного металла, а голубые
и синие тона - с цветом неба, воды, льда. Существует особенность в
восприятии нами "теплых" и "холодных" тонов: предметы, имеющие "теплую"
окраску, кажутся нам расположенными ближе, а "холодную" - как бы дальше.
В связи с этим различают цвета "выступающие" - "теплые" и "отступающие"
- "холодные". Это обязательно учитывают при построении глубинных
композиций цветных изображений, стараясь располагать на переднем плане
предметы "теплой" окраски, а на задних - "холодной". Обратное
расположение цветных предметов может резко ухудшать иллюзию глубины
пространства.
К "выступающим" цветам относятся и те, которые имеют сильно насыщенную
окраску, что легко объясняется привычным нам падением контраста и
насыщенности цветов в результате рассеивания света в толще атмосферы при
удаленном расположении предметов
Помимо этого, некоторые цвета относят к наиболее выделяющимся,
"кричащим". Это прежде всего красный цвет, который почти не встречается
в природе, а также все чистые спектральные цвета.
Существенно отличается цветной фотоснимок от черно-белого характером
разделения планов, передачей пространства. В черно-белой фотографии для
выделения главного в снимке нередко пользуются распространенным приемом,
"уводя" фторостепенные элементы и задний план в нерезкость. В цветной
фотографии этим приемом следует пользоваться с осторожностью, так как
пестрый и нерезкий фон, состоящий из комбинаций цветных размытых пятен
неопределенной конфигурации, отвлекает внимание от главного в снимке,
поскольку превращается в своеобразную "загадочную картинку" для зрителя,
которому хочется прежде всего понять, что же там такое изображено.
Визуальное разделение планов на цветном снимке происходит в результате
различий в окраске предметов, падения насыщенности цвета с расстоянием,
поэтому нерезкость задних планов здесь не всегда уместна.