Фотолюбители-слайдисты снимают в этот период
обычно редко, считая, что в данную пору года общая цветовая гамма
пейзажа бедна и не заслуживает по этой причине съемок на цветную пленку.
Это глубокое заблуждение. И зимой в природе много интересных по колориту
сюжетов. Не следует только выходить на съемку в пасмурную погоду, когда
снимки действительно выходят вялыми, с едва намечаемыми цветами и
пониженным контрастом. В связи с тем что на цветных трехслойных
материалах передача белых и серых тонов затруднена, слайды, снятые в
пасмурную погоду, всегда имеют какой-нибудь цветной оттенок в виде вуали,
что еще больше снижает впечатление от таких снимков. А вот зимние
солнечные пейзажи выглядят на слайдах великолепно! Особенно эффектно
смотрятся сюжеты с хвойны-ми породами деревьев с ветками, покрытыми
пушистым искрящимся инеем на фоне яркого синего неба. Слепящая белизна
зимнего солнечного дня никогда более или менее достоверно не передается
на обычном фотоснимке, но легко и очень естественно воспроизводится на
экране при проекции слайдов.
Зимнее солнце стоит низко даже в полуденные часы, поэтому спектральный
состав его света сдвинут в сторону красных и оранжевых лучей. Но при
голубом небе это компенсируется диффузным потоком от безоблачного
небосвода. Снег имеет очень высокую отражательную способность, и поэтому
цвет заснеженной поверхности определяется суммарной цветоносностью
общего светового потока. В результате этого цветовые оттенки на снегу
меняются от бледно-розовых на участках, освещенных прямым солнечным
светом, до нежно-голубых в полутенях и темно-синих в глубокой тени. Чем
ниже опускается солнце, тем эти цветовые и тональные переходы становятся
все красивее, и совсем необычные по колориту картины возникают в те
моменты, когда солнце находится у самого горизонта.
При отсутствии в кадре деревьев хвойных пород, а также при небогатой
цветной палитре пейзажа следует, как и в осенних пейзажах, включать в
кадр отдельные яркие по цвету элементы: фигуру лыжника, какое-нибудь
строение, играющих детей. Старые хвойные деревья в зимнее время имеют
очень темную хвою, которая даже при солнечном освещении плохо
воспроизводится по цвету на слайдах. Такие деревья, особенно если они
находятся в тени, получаются на снимках темным силуэтом, тем более что
экспозиция всегда выбирается с расчетом воспроизведения фактуры снега.
Это требование считается обязательным. Переэкспонированный зимний пейзаж,
на котором снежная поверхность воспроизводится без ее фактуры,- полный
брак. Чтобы получить хорошую проработку
снежной поверхности на зимних слайдах, определяют экспозицию по яркости
освещенного солнцем снега и увеличивают ее на полторы-две ступени
относительно полученного результата измерений.