Наиболее сложным и трудным по исполнению является
весенний пейзаж, поскольку удача в этом случае зависит не только от
хорошего владения техникой фотосъемки и от наблюдательности фотографа,
но и от того, насколько ему повезет с погодой во время съемок.
Значительно усложняются съемки весенних пейзажей и скоротечностью
происходящих в природе изменений: лес, который еще вчера был неприглядно
темным, сегодня уже радует свежей зеленью распустившихся за ночь
деревьев, а еще через два-три дня - цветущими кустами черемухи. Есть при
съемках весенних пейзажей трудности и чисто технического порядка,
особенно в пору появления первых проталин. Происходит это в результате
высокого контраста между еще белым снегом и темной мокрой землей. Хотя
снег в это время несколько темнеет, его фактура воспроизводится плохо,
так как, приобретая зернистую структуру, снег сильно сверкает на солнце.
Спектральный состав света как весной, так и осенью благоприятен для
съемок слайдов в течение всего дня, но трудность заключается в том, что
цветовая палитра пейзажа до появления первой зелени и цветов бедна и не
имеет своих характерных признаков, как это бывает в другие времена года.
Единственно, что может скрасить общую картину,-'хвойные деревья и чистое
синее небо, особенно когда оно отражается в многочисленных лужах,
создавая своеобразный цветовой акцент. Картина заметно меняется с
появлением первой травы и молодой листвы на деревьях и кустарнике. Но
период этот очень короток, и съемку таких сюжетов нельзя откладывать:
через несколько дней молодые листочки подрастут и пейзаж будет мало чем
отличаться от летнего.
В связи с тем что характерные признаки начального периода весны
малозаметны на общих планах, их следует избегать. Распускающиеся почки
деревьев, "сережки" на ветках ивы, едва пробивающаяся сквозь
прошлогоднюю опавшую листву трава или желтые цветочки мать-и-мачехи,
снятые крупно, намного лучше передадут на снимке весеннее пробуждение
природы. То же самое можно сказать и о цветущих деревьях. Ветка яблони с
бледно-розовыми цветами, снятая крупным планом, где видна каждая тычинка,
производит несоизмеримо большее впечатление, чем общий вид цветущего
дерева, воспроизводящегося на снимках сплошной белой массой.