Фотолюбителям часто приходится снимать людей. Это и просто
изображения людей на фоне пейзажа или какого-либо исторического
памятника, и специально задуманный портрет конкретного человека.
Известно, что портрет - самый сложный жанр фотографии, так как требует
передачи на снимке не только индивидуального сходства, но и раскрытия
характера человека, его психологии. Не вдаваясь в тонкости этих
вопросов, которые подробно рассматриваются в специальной литературе,
обратим внимание только на некоторые особенности съемки портрета на
слайды.
Наиболее сложным и в то же время очень важным в цветном портрете
является воспроизведение на снимке естественного цвета кожи лица
человека. Если мы более или менее терпимо относимся к отклонениям в
цветопередаче многих объектов, особенно в природе, и даже порой не
замечаем их, то малейшее несоответствие в цвете лица человека вызывает у
нас чувство неприятия, фальши и снимок такого рода теряет в наших глазах
достоверность и художественную ценность. Поэтому при съемке портретов на
слайды необходимо очень точно оценивать спектральный состав источника
света и подбирать соответствующие конверсионные светофильтры, если в
этом возникает необходимость. Поскольку эта задача не простая, лучше
всего снимать портреты при искусственном освещении, спектральный состав
которого постоянен и не требует каждый раз заново подбирать характер
цветокоррекции.
Ранее уже упоминалось о влиянии больших окрашенных поверхностей на
естественность цветовоспроизведения на слайдах. При съемке портрета это
обстоятельство всегда надо иметь в виду: окраска предметов, возле
которых находится фотографируемый человек, цвет обоев в комнате и даже
яркая цветная одежда (как модели, так и самого фотографа), могут
оказывать влияние на цвет лица в будущем снимке и даже полностью
испортить его.
Наилучшим натурным освещением при съемке портрета нужно признать
направленно-рассеянное, когда солнце находится за полупрозрачными
облаками. Такой свет наиболее благоприятен и по спектральному составу, и
по контрасту. Он не создает резких и глубоких теней, что неприемлемо в
портрете, но хорошо рисует объем и формы. Прямое солнечное освещение в
цветной портретной съемке используется редко вследствие высоких
контрастов, создаваемых им, но если применить подсветку теней с помощью
белых отражателей, рассчитывайте ца успех и при таком освещении. Не
рекомендуется снимать портреты на воздухе при синем безоблачном небе,
так как это неизбежно приводит к синему общему оттенку снимка, если
съемка производилась в тени, или к возникновению синих теней на лице
человека при съемке на солнце.
При съемках в условиях искусственного освещения обычно результаты бывают
лучше. Нельзя только использовать в портрете большое количество
различных цветов, создающих пестроту. Нужно стремиться к тому, чтобы
снимок был выдержан в какой-то одной цветовой гамме. Такие портреты
более художественны и выразительны. Вместе с тем небольшие, но заметные
по цвету детали (перстень, кулон, заколка галстука и т. д.) создают
цветовой акцент и повышают достоинства портрета. Однако главным в
портрете остается мягкость, пластичность и естественность цвета.
При выборе экспозиции больше всего следует опасаться недодержки, так как
при этом наиболее вероятными становятся отклонения в нормальной
цветопередаче. Наоборот, небольшая (в '/2 ступени) передержка окажется
очень полезной в связи с тем, что все цвета при этом получаются менее
насыщенными, пастельными, более мягкими. Фотопленки "Орвохром" обладают
способностью передавать все цвета с большей чистотой и насыщенностью,
чем это было в натуре, а фотопортрет только тогда хорошо воспринимается,
когда его цвет слегка приглушен. Для получения более мягких тонов стоит
порекомендовать проявлять такие пленки в черно-белом проявителе на 1 -
1,5 мин дольше, что равносильно некоторому переэкспонированию их.