Вам строить космические острова и
звездолеты, книга о развитии космоса
Дата создания
сайта:
24/02/2013
Освоение космоса в будущем
Космические острова (продолжение)
Катастрофа американского "Челленджера" невольно подстегнула работы
западноевропейцев над собственным кораблем. Хотя обитаемый блок "Колумб"
и предназначается для включения в состав американской космической
станции, полагаться в его снабжении и обслуживании только на "Шаттл"
оказалось рискованным. К тому же впоследствии, когда "Колумб", как все
же надеются в Европе, превратится в автономную летающую лабораторию,
проектируемый мини-корабль "Гермес" должен стать длянее основным средством, обеспечивающим транспортировку людей и
грузов с Земли на орбиту и обратно.
Аэрокосмический корабль "Гермес" на орбите.
Первый раз подняться в космос "Гермес" должен в середине 90-х годов.
На это рассчитывают французские фирмы, принявшие на себя половину
дорогостоящего заказа, а также концерн и предприятия ФРГ, Италии,
Бельгии, Нидерландов...
Внешне "Гермес" напоминает американский космический корабль
многоразового использования. Утолщенный фюзеляж с кабиной на носу и
открывающимся в космос двустворчатым грузовым люком, треугольные крылья
- основа этого сходства. Отличий же немало. "Со сложенными крыльями"
"Гермес" вполне мог бы уместиться в грузовом отсеке "Шаттла". Да и
полезная нагрузка европейского корабля оправдывает приставку "мини":
всего 3 тонны будет выводить он на орбиту с космодрома Куру во
французской Гвиане. При этом общая масса полностью загруженного
корабля составит лишь немногим более 20 тонн.
Взлетать "Гермес" будет примерно так же, как американский многоразовый
корабль. Выводящую его на орбиту ракету-носитель предполагают собирать
из двух твердотопливных ракетных ускорителей и ракеты, работающей на
жидких водороде и кислороде. Носитель будет поднимать "Гермес" на высоту
110 км, дальнейший путь до орбит высотой 400 или 800 км корабль
проделает за счет работы собственных двигателей. Ресурс новой машины
составит не менее 30 полетов. Таким образом, при выполнении двух-трех
полетов в год Центр управления в Тулузе сможет работать с одним и тем же
кораблем в течение 10-15 лет.
Европейские специалисты обсуждают со своими зарубежными коллегами
возможности стыковки "Гермеса" с советскими и американскими орбитальными
станциями. Директор Французского национального центра космических
исследований, например, считает, что европейский корабль мог бы взять на
себя обслуживание станции "Мир" подобно тому, как делают это в настоящее
время пилотируемые "Союзы" и грузовые "Прогрессы".
Ракета-носитель выводит на орбиту корабль
многоразового использования "Гермес"
Вкладывая средства в создание общеевропейских космических
транспортных средств, страны-пайщики Агентства занимаются и собственными
разработками. Так, в Великобритании лет через пять после начала
испытаний "Гермеса" думают приступить к регулярным полетам многоразового
корабля "Хотол". Этот оригинальный проект разрабатывают в Англии с 1984
го-
да. Беспилотный одноступенчатый "Хотол" с фюзеляжем длиной 62 м будет
первым космическим кораблем с горизонтальными взлетом и посадкой.
Специальная разгонная тележка поможет ему набрать скорость свыше 500 км
в час, необходимую для отрыва от Земли. Потом тележку затормозят
специальные парашюты, а летательный аппарат понесут стреловидные крылья
размахом 20 м. При стартовой массе 200 тонн корабль поднимет на орбиту
до 7 тонн полезной нагрузки.
"Хотол" сможет выводить различные объекты на низкую околоземную орбиту и
возвращать с нее неисправные и отработавшие спутники. Он сможет
обеспечивать грузопоток между Землей и орбитой, начав эту работу с
обслуживания западноевропейского обитаемого блока "Колумб" на
американской космической станции. Для стыковок со станцией корабль
оборудуют кабиной экипажа и превратят в пилотируемый.
"Хотол" над Землей.
Возвращаться на Землю "Хотол" будет так же, как и "Спейс Шаттл".
Однако для посадки британского космического самолета можно будет
использовать обычные взлетно-посадочные полосы и уже имеющееся
стандартное оборудование, которое применялось, скажем, для обеспечения
приземления сверхзвуковых авиалайнеров "Конкорд" в лондонском аэропорту.
"Хотол" хотят сделать еще более долговечным, чем "Гермес".
Английские конструкторы добиваются, чтобы их машина выдерживала более
ста полетов. В дальнейшем корабль предполагают усовершенствовать,
переделав его в пассажирский. Он будет перевозить экипажи орбитальных
станций, специалистов по обслуживанию и ремонту автоматических
спутников, наконец, просто путешественников. Билет на "Хотол"
гарантирует самый быстрый перелет с одного континента на другой. Скажем,
воздушно-космический рейс из Англии в Австралию отнимет у делового
человека не более часа.
Американский космический челнок впервые поднялся в воздух на "спине"
огромного "Боинга". Странную картину являл собой этот двухэтажный
самолет. Однако со временем такие перевозки стали привычными, а
западногерманские конструкторы даже положили эту схему в основу своего
проекта многоразового космического аппарата.
Названный в честь немецкого пионера ракетной техники, корабль "Зенгер"
состоит из двух возвращаемых крылатых пилотируемых ступеней - разгонной
и орбитальной. Разгонная ступень - это большой самолет-носитель. Мощные
прямоточные воздушно-реактивные двигатели и плоские стреловидные крылья
площадью 500 м2, каждое позволят машине развить скорость, в семь раз
превышающую скорость звука. При этом ее единственным "пассажиром" будет
установленный на фюзеляже самолет поменьше. Это - орбитальная ступень
корабля "Зенгер", получившая название "Хорус". На высоте порядка 30 км
она отделяется от разгонной и продолжает подъем с
помощью собственных жидкостных ракетных двигателей, а самолет-носитель
возвращается обратно и совершает посадку на обычный аэродром. Кстати, на
базе разгонной ступени планируется создать сверхзвуковой авиалайнер,
способный перевозить до 200-250 человек на расстояние около 15 тысяч км.
Старт аэрокосмического корабля "Зенгер".
"Хорус" с экипажем из двух - шести космонавтов сможет выводить на
орбиту почти столько же груза, как и "Хотол". В пассажирском варианте в
космос будет доставляться до 12 человек. Естественно, при этом
значительно уменьшится количество поднимаемого багажа. Перспективные
проекты существуют не только на бумаге. Например, модели корабля "Зенгер"
еще в середине 80-х годов продували в аэродинамических трубах, а
уменьшенные во много раз управляемые копии "Хор у с а" сбрасывались с
самолетов для отработки различных этапов полета и посадки.