Вам строить космические острова и
звездолеты, книга о развитии космоса
Дата создания
сайта:
24/02/2013
Освоение космоса в будущем
Луна в 21 веке
(продолжение)
Автоматические аппараты уже доставляли на Землю пробы лунного грунта.
Аналогичную технику, только более мощную, можно использовать и с целью
отправки с Луны сырья или готовой продукции. Однако для грузовых ракет
потребуется несравненно больше топлива, завозить которое с Земли, как и
производить на месте, достаточно неудобно. К тому же, несмотря на малое
притяжение и отсутствие на Луне атмосферы, именно топливо составит
большую часть взлетного веса ракет, снижая таким образом массу выводимой
на окололунную орбиту полезной нагрузки.
Думается, читатель уже понял, что традиционный способ доставки грузов с
Луны критикуется не без умысла. По-видимому, есть что предложить взамен.
Действительно, некоторые специалисты уверены, что
лунную ракету когда-нибудь может с успехом заменить... простая лебедка.
Посмотрим, как они это себе представляют.
С космической станции, обращающейся вокруг Луны на высоте 100 км,
спускается грузовой трос. Якорь или крюк на его конце немного не доходит
до лунной поверхности и движется относительно нее со скоростью полтора
километра- в секунду. Периодически якорь пролетает над рельсовым путем,
по которому на магнитной подвеске скользит платформа с грузовым
контейнером...
Рельсовую дорогу можно соорудить из добываемого
тут же, на Луне, алюминия. Этот металл пойдет и на изготовление обмоток
линейного электродвигателя, разгоняющего грузовую платформу. А чтобы
уменьшить габариты лунного ускорителя, сохранив при этом необходимую
мощность, используют явление сверхпроводимости. Этому поможет
космический холод, царящий на Луне ночью и в затененных местах днем.
Ведь в известных сегодня сплавах сопротивление электрическому току
падает до нуля лишь при очень низких температурах.
...Когда платформа, постепенно ускоряясь, достигает скорости якоря, его
захватывает установленная на контейнере проволочная ловушка. Груз тут же
отделяется от платформы и с помощью лебедки поднимается на борт станции.
Таким же образом, только в обратном порядке, доставляются грузы и с
орбиты на поверхность Луны.
Имея такое устройство, можно организовать транспортировку на Луну и с
Луны до 10 тысяч тонн грузов в год. Однако, как и в случае спутника на
привязи, о котором будет рассказано дальше, все здесь решает прочность
троса. Иначе он при такой длине не выдержит даже собственного веса, не
говоря уже о поднимаемом грузе. Немало проблем встанет и перед
конструкторами налунного ускорителя. И все же, несмотря на сложности,
тросовый подъемник по многим показателям оказывается выгоднее, чем
ракеты.
К тому же он сохранит первозданную чистоту окружающего Луну космического
пространства. В противном случае газы, выбрасываемые двигателями
многочисленных грузовых ракет, через какое-то время образуют вокруг нее
искусственную атмосферу, пусть редкую, едва заметную, но все же
нарушающую заповедный лунный вакуум.
...До отправления с Луны оставались считанные часы, и командир лунного
корабля решил порезвиться. Привинтив к ставшему ненужным универсальному
щупу нижнюю часть клюшки, Алан Шеппард достал из кармана скафандра мячик
для гольфа. Удар, и маленький шарик пулей устремился вдаль. "Пошел! -
радостно завопил астронавт.- Да как прямо... на мили и мили". Вслед за
мячиком отправилась и клюшка. "Вот как нужно бросать копье. Пожалуй, я
установил рекорд столетия. Недурно! Нет, просто замечательно!" - не мог
успокоиться Шеппард.