Сергей Павлович Королев - конструктор первых ракетно-космических
систем. Он родился на Украине, в городе Житомире, в семье учителя. С. П.
Королев закончил двухгодичную профессиональную школу в Одессе, стал
строительным рабочим - крыл черепицей крыши, столярничал. В 1924 г. он
поступил в Киевский политехнический институт, а после II курса перевелся
в Московское высшее техническое училище (МВТУ) на факультет
аэромеханики. Дипломный проект легкомоторного самолета он готовил под
руководством А. Н. Туполева. В 1930 г. С. П. Королев окончил МВТУ, и
одновременно - Московскую школу летчиков.
И все-таки не авиация стала смыслом жизни Королева. Познакомившись с
трудами К. Э. Циолковского, он решил строить ракеты. Спустя 3 года после
окончания МВТУ Королев возглавил Группу изучения реактивного движения (ГИРД),
руководил запусками первых советских ракет и целиком отдал себя новой и
неизведанной еще отрасли знаний - ракетостроению.
С. П. Королев создает первый советский ракетный планер, первую советскую
крылатую ракету, в тяжелые годы войны лично проводит испытания ракетных
ускорителей на серийных боевых самолетах.
В послевоенное время С. П. Королев руководил созданием ракет дальнего
действия, а в год 40-летия Великого Октября весь мир облетело сообщение
об испытании в СССР многоступенчатой межконтинентальной ракеты.
Золотыми буквами занесено в историю человечества 4 октября 1957 г. Тогда
с помощью ракеты, созданной под руководством Королева, был выведен на
орбиту первый искусственный спутник Земли.
Под его руководством были построены первые пилотируемые космические
корабли, отработана аппаратура для полета человека в космос, для выхода
из корабля в свободное пространство и возвращения космического аппарата
на Землю, созданы искусственные спутники Земли серий "Электрон" и
"Молния-1", многие спутники серии "Космос", первые межпланетные
разведчики "Зонд". Он первым послал космические аппараты к Луне, Венере,
Марсу, Солнцу.
С именем лауреата Ленинской премии, дважды Героя Социалистического Труда
академика С. П. Королева навсегда будет связано одно из величайших
завоеваний науки и техники всех времен - открытие эры освоения
человечеством космического пространства.
Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы, отец и сын, -
замечательные русские изобретатели-са-моучки. Они были крепостными
уральских горнозаводчиков Демидовых. Лишь на 60-м году жизни отец и в 33
года сын получили вольную за изобретательскую деятельность.
Талантливых механиков их хозяева горнозаводчики Демидовы направляли для
ознакомления с достижениями техники в Петербург и за рубеж - в Швецию,
Англию. Русские самородки успешно перенимали там передовой технический
опыт, изучали технические новинки.
Полученный опыт и природный талант позволили Черепановым изготовить
более 20 оригинальных паровых машин разной мощности, создать ряд
уникальных станков - токарных, винторезных, строгальных, сверлильных,
гвоздильных и др.
Но самым замечательным делом Е. А. и М. Е. Черепановых стало
строительство первой отечественной железной дороги и самых первых в
России паровозов.
Всего 800 м имели <колесопроводы> - рельсы, всего 15 км/ч была скорость
первого <сухопутного парохода> - паровоза, построенного в 1834 г. Но
именно с этого паровоза и с этой дороги начинается история
железнодорожного транспорта в нашей стране.