Джордж Стефенсон - английский конструктор и изобретатель, положивший
начало развитию парового железнодорожного транспорта.
Он родился в семье шахтера и с 8 лет работал по найму. В 18 лет научился
читать и писать и путем упорного самообразования приобрел специальность
механика паровых машин. В 31 год его назначили главным механиком
угольных копей. Здесь Стефенсон изобрел рудничную лампу оригинальной
конструкции. Чтобы облегчить вывоз угля на поверхность, он сначала
построил паровую машину, которая с помощью каната тянула вагонетки, а
потом первый паровоз <Блюхер> для рудничной рельсовой дороги.
С этих пор строительство паровозов стало главным делом его жизни. В
1823 г. он основал в Ньюкасле первый в мире паровозостроительный завод,
на котором был выпущен паровоз <Передвижение> для построенной под
руководством Стефенсона железной дороги между городами
Стоктон и Дарлингтон. Он участвовал также в строительстве железной
дороги между Манчестером и Ливерпулем. На этой железнодорожной линии
Стефенсоном были решены сложные задачи железнодорожной техники:
построены мосты, виадуки, применены железные рельсы на каменных опорах,
способствующие увеличению скорости движения паровоза. Так, построенный
им паровоз <Ракета> развивал скорость до 50 км/ч. Ширина колеи железной
дороги (1435 мм), принятая Стефенсоном, стала самой распространенной в
Западной Европе.
В 1836 г. он организовал в Лондоне проектную контору, ставшую
научно-техническим центром железнодорожного строительства. Он был также
организатором школы для механиков.
По проектам Стефенсона стали строиться паровозы и в других странах. Он
принадлежал к тем счастливым изобретателям, кому довелось при жизни
увидеть воплощенными свои замыслы.
ИВАН ИВАНОВИЧ АРТОБОЛЕВСКИЙ (1905-1977)
Иван Иванович Артоболевский - крупнейший советский ученый, видный
государственный и общественный деятель, Герой Социалистического Труда.
В 1967 г. И. И. Артоболевскому присуждена почетная
международная награда - медаль имени великого английского изобретателя
Дж. Уатта, хотя... среди более чем 400 опубликованных трудов советского
ученого нет ни одного конкретного изобретения. Но огромна заслуга И. И.
Артоболевского в том, что он создал теорию, без которой ныне не может
обойтись ни один творец научно-технического прогресса.
И. И. Артоболевский написал четырехтомный труд <Теория пространственных
механизмов>, в котором описаны и систематизированы 4000 механизмов,
применяемых современной техникой!
В 27 лет И. И. Артоболевский становится профессором, в 34 года его
избирают членом-корреспондентом АН СССР, в 40 лет И. И. Артоболевский -
академик.
И. И. Артоболевский сам не конструировал автоматические линии,
манипуляторы, роботы. Но под его руководством разработаны системы
программного управления станками, теория самонастраивающихся,
самообучающихся машин. Инженеры получили таким образом теоретическую
базу для конструирования машин, занимающих передний край современного
технического прогресса, обращенных в завтрашний день. Пользуясь
методами, предложенными И. И. Артоболевским, в конструкторских бюро
создаются все новые и новые поколения умных машин. Таким образом труды
И. И. Артоболевского помогают ускорению научно-технического прогресса в
целом.
Авторитет И. И. Артоболевского был исключительно высок. Он много лет был
членом Президиума Верховного Совета СССР, председателем Всесоюзного
общества <Знание>, участником многих форумов борцов за мир.
АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ НАРТОВ (1693-1756)
Важнейшая часть любого токарного станка - суппорт,
закрепляющий и направляющий резец. В Ленинграде и Париже поныне хранятся
станки русского ученого, механика и скульптора Андрея Константиновича
Нартова с изобретенными им механическими суппортами. Эти станки -
свидетельство выдающегося изобретения XVIII в., положившего начало
быстрому развитию машиностроения.
<Петра Великого механик и токарного искусства
учитель> был одним из тех выдающихся изобретателей, которые прокладывали
пути перехода от ручной техники к машинной.
Нартов воспитал много знатоков токарного дела, а сам стал строителем
самых разнообразных станков,
опередившим техническую мысль Европы более чем на полвека. Он ввел
машины на Монетном дворе, придумал подъемники для извлечения отливок из
литейных ям, механизм для подъема Царь-колокола, станки для изготовления
орудий и даже изобрел скорострельную батарею из 44 мортирок, укрепленных
на горизонтальном поворотном круге. Одни мортирки стреляют, а другие тем
временем заряжаются.
Андрей Нартов был современником и соратником М. В. Ломоносова. В
1742-1743 гг. руководил Академией наук и художеств.