Роберт Годдард - один из первых изобретателей и конструкторов
ракетной техники, с именем которого связано начало практических работ в
этой области.
Р. Годдард родился в 1882 г. в Вустере (США). Из-за болезни он не мог
регулярно посещать школу и рано приобщился к самостоятельному изучению
научной литературы. В юношеском возрасте под влиянием
научно-фантастических книг Роберт увлекся мечтой о достижении внеземных
миров. И он всю свою жизнь посвятил тому, чтобы превратить фантазию в
реальность.
В 1913 г., спустя 5 лет после окончания политехнического института,
Р. Годдард подает первые заявки на изобретение ракетных аппаратов,
предназначенных для подъема на большую высоту. Вскоре он проводит
эксперименты, подтверждающие возможность получения сверхзвуковой
скорости ракетной струи при сжигании бездымного пороха в камере с
соплом, и строит модель пороховой ракеты. В 1921 г. ввиду
проблематичности постройки высотной пороховой ракеты Р. Годдард начал
эксперименты с жидким ракетным топливом. В декабре 1925 г. при
статическом испытании опытной ракеты Р. Годдарда жидкостный ракетный
двигатель (ЖРД) впервые развил тягу, превышающую вес ракеты. Через
несколько месяцев Годдард произвел первый пуск жидкостной ракеты.
Над созданием ракет Р. Годдард работал до конца 1941 г. В течение
нескольких лет он и его группа были единственными в мире
исследователями, экспериментировавшими в области ЖРД. Они впервые
осуществили на практике ряд идей, нашедших впоследствии широкое
применение в ракетной и космической технике; на последнем этапе работ
стартовый вес ракет Годдарда достиг 3500 Н, а тяга двигателя - 4500 Н.
10 августа 1945 г. после тяжелой операции Р. Годдард скончался и был
похоронен в своем родном городе. Его смерть, как и его жизнь, не
привлекла особого внимания американцев. Только спустя многие годы к Р.
Годдарду пришла слава и его деятельность в области ракетной техники и
космонавтики получила должное признание.
В 1959 г. конгресс США учредил медаль Годдарда для награждения
специалистов в области ракетостроения. В знак признания заслуг ученого
его именем назван кратер на Луне.
ФРИДРИХ АРТУРОВИЧ ЦАНДЕР (1887-1933)
Фридрих Артурович Цандер - один из конструкторов первых советских
ракет - родился в Риге в семье доктора медицины.
В 1898 г. он поступил в Рижское городское реальное училище и окончил его
первым учеником. Еще в училище, в 16 лет, Фридрих познакомился с
работами К. Э. Циолковского. С тех пор Ф. А. Цандера не оставляла мечта
о покорении космоса.
После окончания Рижского политехнического института в 1914 г. Ф. А.
Цандер приступает к систематическим углубленным исследованиям в области
теории межпланетных сообщений и не расстается с этой проблемой до конца
своей жизни. <Кто не устремлял в ясную звездную ночь своих взоров к
небу, на котором сверкают миллионы звезд, и не подумал о том, что около
них на планетах должны жить другие человечества, отчасти в культуре на
многие тысячелетия опередившие нас! Какие несметные культурные ценности
могли бы быть доставлены на Землю, если бы удалось туда перелететь>, -
говорил Фридрих Артурович.
В 1921 г. он представил доклад о проекте межпланетного корабля-аэроплана
на конференцию изобретателей,а в 1924 г.
опубликовал в журнале <Техника и жизнь> статью <Перелеты на другие
планеты>, в которой изложил свою основную идею: создание космического
аппарата, сочетающего самолет и ракету; сжигание в полете отработавших
металлических частей космического аппарата в качестве дополнительного
горючего.
В 1930-1931 гг. Ф. А. Цандер построил и испытал реактивный двигатель,
работавший на сжатом воздухе с бензином, а в 1931 -1932 гг.
спроектировал установку с жидкостным ракетным двигателем (на жидком
кислороде с бензином). Цандер принял активнейшее участие в организации и
работе Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая создала и
запустила в 1933 г. первую советскую ракету конструкции М. К.
Ти-хонравова, а затем вторую - по его проекту. Ф. А. Цандер не увидел
старта ракеты: он заболел и умер за несколько месяцев до этого
знаменательного события. В современных успехах космонавтики заложена
большая доля творческого труда и блестящих инженерных решений Ф. А.
Цандера.
Именем Ф. А. Цандера назван кратер на обратной стороне Луны.
УИЛБЕР РАЙТ (1867-1912) ОРВИЛЛ РАЙТ (1871-1948)
Американские изобретатели, авиаконструкторы и летчики Уилбер и Орвилл
Райт вошли в историю авиации как братья Райт, первыми совершившие полет
на построенном ими же самолете. Они горячо любили друг друга, работали
всегда вместе. Еще мальчишками они посещали клуб любителей воздушных
змеев. Так в юные годы у них появилась увлеченность идеей полета
человека на управляемой машине тяжелее воздуха.
К этому же времени относится и их первое изобретение: 13-летний Орвилл
смастерил типографский станок, а 17-летний Уилбер усовершенствовал его.
Однажды братья узнали о гибели Отто Лилиенталя, немецкого
изобретателя, строившего планеры. Как ни странно, но именно это известие
укрепило их в мысли создать летательный аппарат, хотя опыты, проводимые
ими на планерах, тоже всегда были связаны с риском.
Братья Райт разработали систему горизонтального управления полетом с
помощью хвоста из вертикаль-
ных планок. Затем они стали думать о двигателе для своего аппарата.
Много трудов пришлось им положить на создание воздушного винта: ведь его
теория была разработана русским ученым Н. Е. Жуковским лишь десятилетие
спустя.
17 декабря 1903 г. их аэроплан впервые поднялся в воздух. Всего 50
секунд продолжался этот полет.
За 10 следующих лет Райты успели пережить и гордость первооткрывателей,
и горечь ожесточенных судебных тяжб с конкурентами. В 1912 г. умер
Уилбер Райт. Орвилл, переживший брата на 36 лет, так и не оправился от
потрясения. Он больше никогда не строил самолеты.
В развитие авиации внесли свой вклад люди многих стран мира, и среди
них - братья Райт, совершившие первый полет на летательном аппарате
тяжелее воздуха.